Содержание
Саман своими руками | Строительный портал
0
votes
+
Голос за!
—
Голос против!
Самодельный кирпич саман, сделанный из соломы и глины – самый древний из известных человечеству экологически чистых стройматериалов. Его применяют для экономичной застройки домов в теплом климате, а для хозпостроек саман распространен повсеместно. В основе простейшего самодельного кирпича – субстрат на основе глины и растительного сырья, чаще всего используют солому. Технология самана очень простая, и можно обойтись без каких-либо технических средств и сделать соломенный кирпич своими руками.
Оглавление:
- Состав и свойства материала
- Материалы для самана
- Как выбрать качественные компоненты для самана
- Пропорции состава для самана
- Форма для саманного кирпича и место для сушки
- Место для замеса глины и соломы и методы перемешивания компонентов
- Этапы изготовления кирпича из глины и соломы
- Проверка готового самана
Состав и свойства материала
1. Саман известен со времен Древнего Египта, но делали его не для пирамид, а для поселений бедных работников или рабов. Сегодня саман популярен в сельской местности по всему миру, особенно там, где ему нет альтернативы. О способах его изготовления и пропорциях говорится в древних рукописях, и до сих пор ничего не изменилось, кроме разновидностей соломы. Хотя в наше время технологии производства ушли очень далеко, но во многих местах он известен, как самый доступный материал – саман фото.
2. Столетиями в украинских и кубанских степях, где мало древесины, люди собирались всем селом и месили ногами смесь под саман для застройки молодоженам. Что может быть проще – солома, вода и глина есть везде, саманный кирпич не требует обжига, а месили его всей общиной ногами и с помощью лошадей. На всех континентах знают, как сделать саман, и этот метод получения простейшего экологичного стройматериала остается довольно востребованным. Качественно изготовленный саманный кирпич и дом из него служит долгие годы.
3. Натуральные компоненты этого материала практически валяются под ногами, что делает его почти бесплатным, не считая трудозатрат и деревянных форм для наполнения смеси из глины, воды и соломы. Дома из саманной кладки хорошо держат тепло, они достаточно пожароустойчивы и вполне надежны, благодаря глине, но снаружи нуждаются в оформлении. В молдавских и украинских селах наружную стену дополнительно оштукатуривали глиной и белили известково-меловым раствором.
4. Издавна подмечено, что строения из самана наиболее полезны для здоровья астматиков, аллергиков и других людей с ослабленной иммунной системой. Переезд в сельскую местность ради старого домика саманной кладки нередко становится вынужденной необходимостью. Считается, что «глиняный дом» дышит, регулирует влажность и температуру, поглощает вредные газы.
5. Существуют разновидности саманных кирпичей – по виду соломы и пропорциональному составу, поэтому различают тяжелый саман (75-80% глины), простой (40-60%) и легкий (10-20%), а остальной наполнитель – органика. Тяжелый саман используют под опалубку и в виде кирпичей для наружной стены и возле печки, легкий соломенный кирпич – в домах каркасного типа или для второстепенных стен.
Материалы для самана
Саман своими руками делают их 4-х простых составляющих:
- глина;
- немного песка;
- солома;
- вода.
Пропорции можно использовать готовые, о них пойдёт речь дальше, но лучше самостоятельно изготовить несколько проб разного состава, чтобы найти оптимальный вариант.
1. Идеальная строительная глина почти не встречается в природе, и определенный процент песка делает ее наиболее пригодной. В жирную глину добавляют речной песок, который предварительно просеивают. Глину также надо перебрать лопатой, удалить камни и примеси, оставляя вылеживаться для улучшения качества.
2. Идеальный песок – крупнозернистый около 1 мм, слишком мелкий, с большим содержанием соли и пыли, не годится. Просеянный песок просушивают, важно, чтобы в нем не оставалось мусора, корней, ракушек – это важно убрать, чтобы не пораниться при вымешивании.
3. Подойдёт любая свежая солома – ячменная, пшеничная, ржаная. Важно, чтобы она не была прелая, гнилая или плесневая, так как споры могут прижиться в доме.
4. Вода – не менее важный компонент саманной смеси, поскольку ее химический состав может быть губителен. Как известно, от кислотно-щелочного баланса будут зависеть микрофлора смеси и долговечность самана. По этой причине не берут воду из болот и застойных прудов, а только чистую, питьевую или техническую – из скважины, родника или колодца.
Как выбрать качественные компоненты для самана
Глина встречается повсеместно, и во многих селах ее выбирали в местах обвала у реки. В любой местности можно поинтересоваться, где набирают глину местные строители, печники или гончары. Пробы глины можно взять на разных участках при рытье глубоких ям, котлованов под фундамент или колодцев, чтобы найти самую подходящую для технологи самана.
Глина может отличаться по содержанию в ней песка, солей, органических веществ и минеральных наполнителей. В разных местах она имеет разный оттенок, консистенцию, вязкость или жирность. Это свойство определяется пальцами – берем немного смоченной глины и разминаем в руках, пока шарик в 4-5 см перестанет прилипать к рукам, как готовое тесто. Комочек должен высохнуть на гладкой сухой поверхности 2-3 дня.
Жирная глина – когда на шарике образовались крупные трещины, а мелкие бороздки до 1-2 мм показывают, что это хорошая строительная, особенно если роняемый шарик не развалился. В жирную глину добавляют мелкий песок, а пропорции выверяют с помощью повторных проб с шариком.
Второй способ – сделать более крупный мячик, какой поместится в ладони, подсушить его на солнце на 1-2 часа. Готовый мячик с высоты своего роста роняют на гладкую поверхность, и если мячик слегка примялся, растрескался и не развалился, то замес был удачный. Сплющенный мячик без трещин требует больше песка, а в рассыпающемся его слишком много.
Оптимальный выбор песка – добытый карьерным способом. Он многогранный и крупный, в отличие от речного, который округлый и ошлифованный, следовательно, имеет хуже показатель сцепления. Не рекомендуется брать морской песок – из-за большого содержания солей, но если нет другой возможности, то используют любой песок, который доступен.
Солома от яровой пшеницы отличается меньшим содержанием стебельного воска, поэтому в саманном кирпиче он менее долговечна, чем озимая. Выбирая солому или другой растительно-волокнистый наполнитель, отдают предпочтение пшенице, но понемногу добавляют другие растительные волокна. В разных регионах подмешивают в соломенный кирпич хвощ полевой, мох, рисовую соломку, хлопчатник, древесную стружку, шелуху семечек, измельченные листья кукурузы, жесткое сено, конский навоз и др.
Пропорции состава для самана
На изготовление самана своими руками саманных кирпичей больше всего подходит вымороженная глина, которая была сложена в бурты под пленку и там перезимовала.
Следует учитывать, что глины понадобится много – на 1000 кирпичей самана уйдёт порядка 6,5-7 м³ глины, в которую вмесят 2-3 копны соломы. На 1 кубометр самана готовят:
- для очень жирной глины на 1-2 части примешивают 1 часть песка и 15-18 кг заполнителя;
- для жирной глины на 2-3 части жирной примешивают 1 часть песка и 12-15 кг заполнителя;
- при небольшой жирности глины на 3-4 части примешивают 1 часть песка и до 10 кг соломы или других растительных волокон.
Это лишь общие рекомендации, а не точные пропорции, которые уточняют на своих местных образцах – солома, глина, песок, вода. Качество песка, размеры крупинок и их шероховатость, тоже влияют на процентное содержание песка.
Соломы берут 2-4 части на 1м³ смеси, а пропорции глины и песка могут быть:
- 3:1,
- 2:1,
- 1:1,
- 1:2,
- 1:3.
Форма для саманного кирпича и место для сушки
Какой бы ни была технологи самана, пропорция смеси или растительно-волокнистый наполнитель, производство любых формовочных стройматериалов не обходится без специальных форм. Единственное отличие данного метода – у многоячеечных или одноячеечных деревянных форм нет дна. Они похожи, скорее, на небольшую лесенку с тонкими перегородками и одинаковыми продолговатыми отверстиями, чем на привычные металлические или пластмассовые формы в виде ящика. Самодельный соломенный кирпич обычно делают с применением самодельных деревянных форм – как на саман видео.
Деревянные формы своими руками делают из струганных дощечек не толще 35 мм, ширина доски определяет высоту торцевой части самана. Определившись с остальными размерами, например, 20х20х40 см, важно сделать чертеж формы, чтобы раскроить доски, соединяющиеся саморезами на стыке. Форма должна быть нетяжелой, чтобы было удобно переносить, обычно количество ячее варьируется в пределах 1-5, а ее края снабжают ручками, как на фото саман.
Чтобы при выемке изделий из формы саман легко выпадал на гладкую поверхность для просушки, стенки формы должны быть максимально гладкими, углы с точной подгонкой в 90°. Площадка для выемки кирпича посыпают небольшим слоем соломы или сена – так глина не прилипнет к поверхности, а растительные волокна входит его состав. На открытой площадке, где возможен дождь, готовый саман накрывают пленкой или тентом. До полного высыхания он будет храниться до 2-х недель.
Совет: Помните, что при высыхании самана размеры брикетов уменьшатся примерно на 8-10 %, поэтому для точных размеров можно форму сделать чуть больше.
Чтобы сформированная смесь лучше вынималась, доски внутри ячеек смачивают и обсыпают мелким растительным субстратом или песком, но это не обязательно, когда процесс выемки идет без проблем. После утрамбовки смеси излишки снимают гладкой доской.
Место для замеса глины и соломы и методы перемешивания компонентов
Основные способы смешивания саманной смеси:
- ногами,
- при помощи лошадей,
- бетономешалкой,
- мотоблоком или трактором.
Чтобы выбрать наиболее удобный способ получения качественной смеси, важно знать, как это делали по старинке, без технических средств. В селах приглашали всех желающих, которые делали замес босыми ногами в специальной не глубокой яме, и по завершении всем полагалось угощенье хозяев стройки. Второй способ – водили по яме для замеса лошадь с поводырем. При этом человек шел по внутреннему диаметру, держа лошадь за поводья, а лошадь – по внешнему. При этом поводья приходилось натягивать ближе к себе и уходить к центру, чтобы лошадь меняла траекторию, потому что для упрощения хода по вязкой смеси она старается становиться в готовый след. Помощники следом за месильщиками подсыпали новые порции соломы. Для больших объемов брали 2-3 лошади, которых меняли по очереди.
Сегодня пользуются специальными приспособлениями, типа бетономешалки, пользуются мотоблоком или трактором, но это проблематично из-за налипания смеси в колесо и попадания почвы в смесь. Солома попадает во фрезы роторного культиватора или мотоблока, и приходится постоянно чистить. Вымешивать глину в холодное время в сапогах невозможно, так как обувь грузнет, прилипает и спадает.
Для замеса ногами готовят неглубокий котлован – до 40-50 см, ширина произвольная, но так чтобы дно устилалось брезентом или пленкой. Обычно делают круг до 2,5 метров, а для лошади – вдвое больше. Не стоит делать высокий слой смеси, иначе не добиться качественного вымешивания. На плотных тяжелых грунтах, где вода плохо впитывается, обходятся без пленки или брезента, но дно котлована должно быть идеально гладким.
По одной древней рецептуре в котлован сначала наливали воду, потом засыпали глину и оставляли на ночи, чтобы она хорошо размокла, потом подсыпали песок и всю солому для вымешивания. Есть и другие технологии, например, когда смесь песка и глины заливали водой перед замесом, а солому добавлял постепенно.
В бетономешалку закладывают смесь глины, воды и песка и 3-4 округлых камня до 10 кг весом, которые помогают размешивать глину. Солому туда не добавляют, а перемешивание с наполнителем делают на подготовленном месте для продолжения процесса – замеса ногами.
Совет: Для приготовления небольших порций самана смесь глины с песком замешивают в корыте на воде, можно лопатой, проверяя вязкость – готовая масса похожа на густую сметану, которая стекает с лопаты. Далее растительный наполнитель перемешивают с вязкой глиной и скидывают в формы лопатой и утрамбовывают руками, особенно по углам, а верх выравнивают.
Этапы изготовления кирпича из глины и соломы
1. Готовят растительный наполнитель, глину, песок, воду, а также место для замеса смеси и сушки самана.
2. Готовят котлован для замеса самана глубиной до 35-50 см ровным дном и отвесными стенками.
3. Дно котлованы выстилают цельным брезентом, тентом, пленкой или другой водонепроницаемой тканью, закрепляя края за пределами выемки.
4. В подготовленную выемку наливают до 1/3 глубины воды, подсыпая глину и песок в выверенной пропорции.
5. Процесс замешивания делают ногами или при помощи лошадей. Удобно держаться за руки, чтобы не поскользнуться на брезенте. В небольшой яме можно поднимать края брезента, переворачивая края смеси.
6. Проверяют качество песчано-глинистого раствора – без комков однородная смесь лепится пальцами.
7. Солому засыпают постепенно, после того, как очередная порция полностью погрузится в мокрую глину. Добавлять солому в воду нельзя – она плавает и хуже вмешивается.
8. Добавление соломы идёт до тех пора, пока смесь не будет напоминать пластичное густое тесто, где не осталось лужиц и сухой соломы.
9. Также следят за тем, чтобы смесь не пересохла и не стала твердеть – так ее сложнее выкладывать в формы и вынимать на просушку.
10. Готовую смесь лопатой или вилами грузят на носилки или в тачку и отправляют на формовку.
11. Готовые формы смачивают внутри, обсыпают песком или субстратом, ставят на месте выемки кирпича. Ячейки мокрым саманом набивают доверху, проверяя наполнение углов, и ровняют верхи доской или широким строительным шпателем.
12. Удаляют форму, держа за ручки с обеих сторон и постукивая по стенкам, снимают вертикально, чтобы не повредить форму. Если сформованный саман не выпадает, можно аккуратно выталкивать рукой.
13. До наполнения новой партии форму очищают, снова смачивают и обсыпают, после этого ставят параллельно с готовыми брикетами, но не слишком плотно, чтобы лучше просыхал.
14. До окончания саманной смеси весь процесс формовки повторяется, следите за тем, чтобы разведенный раствор не пересыхал, теряя свойства. Готового раствора и количество помощников должно быть столько, чтобы завершить весь процесс за день. Остатки смеси можно использовать для ремонтных работ в хозпостройках.
Совет: Саманный кирпич высыхает примерно за неделю-две, его нужно переворачивать и ставить на ребро. Потом его убирают в сарай или под навес, укладывая штабелями до потребности. Если некуда убрать – выставляют штабелями на щит из досок и накрывают шифером или брезентом от дождя.
Проверка готового самана
Для проб на готовность возьмите пару готовых кирпичей и разбейте – цвет снаружи и внутри одинаковый, когда он высох полностью. У качественного самана нет трещин и дефектов, он не разваливается сутки в ведре воды, а сухой хорошо разрубается топором. При попытке забить гвоздь, он в саман должен входить туго и прочно держаться. Сбросьте саман с крыши одноэтажно строения или сарая – он должен быть целым или расколоться надвое, но не развалиться. Иногда хороший саман удается сделать со второй попытки, изменив пропорции и время замеса.
Саман своими руками | Строительный портал
0
votes
+
Голос за!
—
Голос против!
Самодельный кирпич саман, сделанный из соломы и глины – самый древний из известных человечеству экологически чистых стройматериалов. Его применяют для экономичной застройки домов в теплом климате, а для хозпостроек саман распространен повсеместно. В основе простейшего самодельного кирпича – субстрат на основе глины и растительного сырья, чаще всего используют солому. Технология самана очень простая, и можно обойтись без каких-либо технических средств и сделать соломенный кирпич своими руками.
Оглавление:
- Состав и свойства материала
- Материалы для самана
- Как выбрать качественные компоненты для самана
- Пропорции состава для самана
- Форма для саманного кирпича и место для сушки
- Место для замеса глины и соломы и методы перемешивания компонентов
- Этапы изготовления кирпича из глины и соломы
- Проверка готового самана
Состав и свойства материала
1. Саман известен со времен Древнего Египта, но делали его не для пирамид, а для поселений бедных работников или рабов. Сегодня саман популярен в сельской местности по всему миру, особенно там, где ему нет альтернативы. О способах его изготовления и пропорциях говорится в древних рукописях, и до сих пор ничего не изменилось, кроме разновидностей соломы. Хотя в наше время технологии производства ушли очень далеко, но во многих местах он известен, как самый доступный материал – саман фото.
2. Столетиями в украинских и кубанских степях, где мало древесины, люди собирались всем селом и месили ногами смесь под саман для застройки молодоженам. Что может быть проще – солома, вода и глина есть везде, саманный кирпич не требует обжига, а месили его всей общиной ногами и с помощью лошадей. На всех континентах знают, как сделать саман, и этот метод получения простейшего экологичного стройматериала остается довольно востребованным. Качественно изготовленный саманный кирпич и дом из него служит долгие годы.
3. Натуральные компоненты этого материала практически валяются под ногами, что делает его почти бесплатным, не считая трудозатрат и деревянных форм для наполнения смеси из глины, воды и соломы. Дома из саманной кладки хорошо держат тепло, они достаточно пожароустойчивы и вполне надежны, благодаря глине, но снаружи нуждаются в оформлении. В молдавских и украинских селах наружную стену дополнительно оштукатуривали глиной и белили известково-меловым раствором.
4. Издавна подмечено, что строения из самана наиболее полезны для здоровья астматиков, аллергиков и других людей с ослабленной иммунной системой. Переезд в сельскую местность ради старого домика саманной кладки нередко становится вынужденной необходимостью. Считается, что «глиняный дом» дышит, регулирует влажность и температуру, поглощает вредные газы.
5. Существуют разновидности саманных кирпичей – по виду соломы и пропорциональному составу, поэтому различают тяжелый саман (75-80% глины), простой (40-60%) и легкий (10-20%), а остальной наполнитель – органика. Тяжелый саман используют под опалубку и в виде кирпичей для наружной стены и возле печки, легкий соломенный кирпич – в домах каркасного типа или для второстепенных стен.
Материалы для самана
Саман своими руками делают их 4-х простых составляющих:
- глина;
- немного песка;
- солома;
- вода.
Пропорции можно использовать готовые, о них пойдёт речь дальше, но лучше самостоятельно изготовить несколько проб разного состава, чтобы найти оптимальный вариант.
1. Идеальная строительная глина почти не встречается в природе, и определенный процент песка делает ее наиболее пригодной. В жирную глину добавляют речной песок, который предварительно просеивают. Глину также надо перебрать лопатой, удалить камни и примеси, оставляя вылеживаться для улучшения качества.
2. Идеальный песок – крупнозернистый около 1 мм, слишком мелкий, с большим содержанием соли и пыли, не годится. Просеянный песок просушивают, важно, чтобы в нем не оставалось мусора, корней, ракушек – это важно убрать, чтобы не пораниться при вымешивании.
3. Подойдёт любая свежая солома – ячменная, пшеничная, ржаная. Важно, чтобы она не была прелая, гнилая или плесневая, так как споры могут прижиться в доме.
4. Вода – не менее важный компонент саманной смеси, поскольку ее химический состав может быть губителен. Как известно, от кислотно-щелочного баланса будут зависеть микрофлора смеси и долговечность самана. По этой причине не берут воду из болот и застойных прудов, а только чистую, питьевую или техническую – из скважины, родника или колодца.
Как выбрать качественные компоненты для самана
Глина встречается повсеместно, и во многих селах ее выбирали в местах обвала у реки. В любой местности можно поинтересоваться, где набирают глину местные строители, печники или гончары. Пробы глины можно взять на разных участках при рытье глубоких ям, котлованов под фундамент или колодцев, чтобы найти самую подходящую для технологи самана.
Глина может отличаться по содержанию в ней песка, солей, органических веществ и минеральных наполнителей. В разных местах она имеет разный оттенок, консистенцию, вязкость или жирность. Это свойство определяется пальцами – берем немного смоченной глины и разминаем в руках, пока шарик в 4-5 см перестанет прилипать к рукам, как готовое тесто. Комочек должен высохнуть на гладкой сухой поверхности 2-3 дня.
Жирная глина – когда на шарике образовались крупные трещины, а мелкие бороздки до 1-2 мм показывают, что это хорошая строительная, особенно если роняемый шарик не развалился. В жирную глину добавляют мелкий песок, а пропорции выверяют с помощью повторных проб с шариком.
Второй способ – сделать более крупный мячик, какой поместится в ладони, подсушить его на солнце на 1-2 часа. Готовый мячик с высоты своего роста роняют на гладкую поверхность, и если мячик слегка примялся, растрескался и не развалился, то замес был удачный. Сплющенный мячик без трещин требует больше песка, а в рассыпающемся его слишком много.
Оптимальный выбор песка – добытый карьерным способом. Он многогранный и крупный, в отличие от речного, который округлый и ошлифованный, следовательно, имеет хуже показатель сцепления. Не рекомендуется брать морской песок – из-за большого содержания солей, но если нет другой возможности, то используют любой песок, который доступен.
Солома от яровой пшеницы отличается меньшим содержанием стебельного воска, поэтому в саманном кирпиче он менее долговечна, чем озимая. Выбирая солому или другой растительно-волокнистый наполнитель, отдают предпочтение пшенице, но понемногу добавляют другие растительные волокна. В разных регионах подмешивают в соломенный кирпич хвощ полевой, мох, рисовую соломку, хлопчатник, древесную стружку, шелуху семечек, измельченные листья кукурузы, жесткое сено, конский навоз и др.
Пропорции состава для самана
На изготовление самана своими руками саманных кирпичей больше всего подходит вымороженная глина, которая была сложена в бурты под пленку и там перезимовала.
Следует учитывать, что глины понадобится много – на 1000 кирпичей самана уйдёт порядка 6,5-7 м³ глины, в которую вмесят 2-3 копны соломы. На 1 кубометр самана готовят:
- для очень жирной глины на 1-2 части примешивают 1 часть песка и 15-18 кг заполнителя;
- для жирной глины на 2-3 части жирной примешивают 1 часть песка и 12-15 кг заполнителя;
- при небольшой жирности глины на 3-4 части примешивают 1 часть песка и до 10 кг соломы или других растительных волокон.
Это лишь общие рекомендации, а не точные пропорции, которые уточняют на своих местных образцах – солома, глина, песок, вода. Качество песка, размеры крупинок и их шероховатость, тоже влияют на процентное содержание песка.
Соломы берут 2-4 части на 1м³ смеси, а пропорции глины и песка могут быть:
- 3:1,
- 2:1,
- 1:1,
- 1:2,
- 1:3.
Форма для саманного кирпича и место для сушки
Какой бы ни была технологи самана, пропорция смеси или растительно-волокнистый наполнитель, производство любых формовочных стройматериалов не обходится без специальных форм. Единственное отличие данного метода – у многоячеечных или одноячеечных деревянных форм нет дна. Они похожи, скорее, на небольшую лесенку с тонкими перегородками и одинаковыми продолговатыми отверстиями, чем на привычные металлические или пластмассовые формы в виде ящика. Самодельный соломенный кирпич обычно делают с применением самодельных деревянных форм – как на саман видео.
Деревянные формы своими руками делают из струганных дощечек не толще 35 мм, ширина доски определяет высоту торцевой части самана. Определившись с остальными размерами, например, 20х20х40 см, важно сделать чертеж формы, чтобы раскроить доски, соединяющиеся саморезами на стыке. Форма должна быть нетяжелой, чтобы было удобно переносить, обычно количество ячее варьируется в пределах 1-5, а ее края снабжают ручками, как на фото саман.
Чтобы при выемке изделий из формы саман легко выпадал на гладкую поверхность для просушки, стенки формы должны быть максимально гладкими, углы с точной подгонкой в 90°. Площадка для выемки кирпича посыпают небольшим слоем соломы или сена – так глина не прилипнет к поверхности, а растительные волокна входит его состав. На открытой площадке, где возможен дождь, готовый саман накрывают пленкой или тентом. До полного высыхания он будет храниться до 2-х недель.
Совет: Помните, что при высыхании самана размеры брикетов уменьшатся примерно на 8-10 %, поэтому для точных размеров можно форму сделать чуть больше.
Чтобы сформированная смесь лучше вынималась, доски внутри ячеек смачивают и обсыпают мелким растительным субстратом или песком, но это не обязательно, когда процесс выемки идет без проблем. После утрамбовки смеси излишки снимают гладкой доской.
Место для замеса глины и соломы и методы перемешивания компонентов
Основные способы смешивания саманной смеси:
- ногами,
- при помощи лошадей,
- бетономешалкой,
- мотоблоком или трактором.
Чтобы выбрать наиболее удобный способ получения качественной смеси, важно знать, как это делали по старинке, без технических средств. В селах приглашали всех желающих, которые делали замес босыми ногами в специальной не глубокой яме, и по завершении всем полагалось угощенье хозяев стройки. Второй способ – водили по яме для замеса лошадь с поводырем. При этом человек шел по внутреннему диаметру, держа лошадь за поводья, а лошадь – по внешнему. При этом поводья приходилось натягивать ближе к себе и уходить к центру, чтобы лошадь меняла траекторию, потому что для упрощения хода по вязкой смеси она старается становиться в готовый след. Помощники следом за месильщиками подсыпали новые порции соломы. Для больших объемов брали 2-3 лошади, которых меняли по очереди.
Сегодня пользуются специальными приспособлениями, типа бетономешалки, пользуются мотоблоком или трактором, но это проблематично из-за налипания смеси в колесо и попадания почвы в смесь. Солома попадает во фрезы роторного культиватора или мотоблока, и приходится постоянно чистить. Вымешивать глину в холодное время в сапогах невозможно, так как обувь грузнет, прилипает и спадает.
Для замеса ногами готовят неглубокий котлован – до 40-50 см, ширина произвольная, но так чтобы дно устилалось брезентом или пленкой. Обычно делают круг до 2,5 метров, а для лошади – вдвое больше. Не стоит делать высокий слой смеси, иначе не добиться качественного вымешивания. На плотных тяжелых грунтах, где вода плохо впитывается, обходятся без пленки или брезента, но дно котлована должно быть идеально гладким.
По одной древней рецептуре в котлован сначала наливали воду, потом засыпали глину и оставляли на ночи, чтобы она хорошо размокла, потом подсыпали песок и всю солому для вымешивания. Есть и другие технологии, например, когда смесь песка и глины заливали водой перед замесом, а солому добавлял постепенно.
В бетономешалку закладывают смесь глины, воды и песка и 3-4 округлых камня до 10 кг весом, которые помогают размешивать глину. Солому туда не добавляют, а перемешивание с наполнителем делают на подготовленном месте для продолжения процесса – замеса ногами.
Совет: Для приготовления небольших порций самана смесь глины с песком замешивают в корыте на воде, можно лопатой, проверяя вязкость – готовая масса похожа на густую сметану, которая стекает с лопаты. Далее растительный наполнитель перемешивают с вязкой глиной и скидывают в формы лопатой и утрамбовывают руками, особенно по углам, а верх выравнивают.
Этапы изготовления кирпича из глины и соломы
1. Готовят растительный наполнитель, глину, песок, воду, а также место для замеса смеси и сушки самана.
2. Готовят котлован для замеса самана глубиной до 35-50 см ровным дном и отвесными стенками.
3. Дно котлованы выстилают цельным брезентом, тентом, пленкой или другой водонепроницаемой тканью, закрепляя края за пределами выемки.
4. В подготовленную выемку наливают до 1/3 глубины воды, подсыпая глину и песок в выверенной пропорции.
5. Процесс замешивания делают ногами или при помощи лошадей. Удобно держаться за руки, чтобы не поскользнуться на брезенте. В небольшой яме можно поднимать края брезента, переворачивая края смеси.
6. Проверяют качество песчано-глинистого раствора – без комков однородная смесь лепится пальцами.
7. Солому засыпают постепенно, после того, как очередная порция полностью погрузится в мокрую глину. Добавлять солому в воду нельзя – она плавает и хуже вмешивается.
8. Добавление соломы идёт до тех пора, пока смесь не будет напоминать пластичное густое тесто, где не осталось лужиц и сухой соломы.
9. Также следят за тем, чтобы смесь не пересохла и не стала твердеть – так ее сложнее выкладывать в формы и вынимать на просушку.
10. Готовую смесь лопатой или вилами грузят на носилки или в тачку и отправляют на формовку.
11. Готовые формы смачивают внутри, обсыпают песком или субстратом, ставят на месте выемки кирпича. Ячейки мокрым саманом набивают доверху, проверяя наполнение углов, и ровняют верхи доской или широким строительным шпателем.
12. Удаляют форму, держа за ручки с обеих сторон и постукивая по стенкам, снимают вертикально, чтобы не повредить форму. Если сформованный саман не выпадает, можно аккуратно выталкивать рукой.
13. До наполнения новой партии форму очищают, снова смачивают и обсыпают, после этого ставят параллельно с готовыми брикетами, но не слишком плотно, чтобы лучше просыхал.
14. До окончания саманной смеси весь процесс формовки повторяется, следите за тем, чтобы разведенный раствор не пересыхал, теряя свойства. Готового раствора и количество помощников должно быть столько, чтобы завершить весь процесс за день. Остатки смеси можно использовать для ремонтных работ в хозпостройках.
Совет: Саманный кирпич высыхает примерно за неделю-две, его нужно переворачивать и ставить на ребро. Потом его убирают в сарай или под навес, укладывая штабелями до потребности. Если некуда убрать – выставляют штабелями на щит из досок и накрывают шифером или брезентом от дождя.
Проверка готового самана
Для проб на готовность возьмите пару готовых кирпичей и разбейте – цвет снаружи и внутри одинаковый, когда он высох полностью. У качественного самана нет трещин и дефектов, он не разваливается сутки в ведре воды, а сухой хорошо разрубается топором. При попытке забить гвоздь, он в саман должен входить туго и прочно держаться. Сбросьте саман с крыши одноэтажно строения или сарая – он должен быть целым или расколоться надвое, но не развалиться. Иногда хороший саман удается сделать со второй попытки, изменив пропорции и время замеса.
Инструмент для создания практических руководств для Adobe Animate
Мы выпустили несколько практических руководств в выпуске MAX 2019 и получили восторженные отзывы от аниматоров, преподавателей, студентов, любителей и других.
Учителя и инструкторы хотели использовать его для обучения концепциям в своем классе, аниматоры хотели использовать его, чтобы поделиться своими уникальными рабочими процессами, разработчики расширений хотели показать, как их расширения работа и так далее. Во всех случаях они хотели создать свои собственные практические руководства. 9Рис. 1. Учебные пособия, выпущенные вместе с Adobe Animate 2019 Расширение Tutorial Creator», доступное в меню Windows. Это поможет вам создать учебные карточки, как показано ниже:
Рисунок 2: Снимок учебной карточки.
Инструмент можно найти здесь.
Рисунок 3: Расположение Tutorial Creator.
Давайте посмотрим, как это работает.
Обзор инструментов
Вы можете начать с нового руководства или отредактировать существующее руководство.
Рис. 4: Стартовый экран учебника.
По сути, вам нужно добавить или отредактировать три вещи:
- Настройки уровня обучения
- Настройки уровня карты
- Ресурсы, которые отображаются на панели ресурсов
Настройки уровня обучения
Настройки включают название учебника, начальный . fla, файл настроек и, возможно, пре- или пост-скрипт, созданный с помощью JSFL.
Рисунок 5: Настройки уровня обучения.
Обратите внимание, что идентификатор учебника создается автоматически и может использоваться для ссылок на статьи. Подробнее об этом далее в этой статье. Вы также можете добавить дополнительное вводное видео (MP4 или SWF) и изображение/swf для предварительного просмотра, используя Дополнительные параметры в нижней части экрана.
Рисунок 6:Дополнительные настройки.
Нажатие «Далее» приводит нас к списку карточек, где вы можете управлять отдельными карточками, добавлять/удалять их, изменять их порядок или просматривать их.
Рис. 7: Экран сортировки карточек.
Кнопка «Предварительный просмотр» выше очень полезна, так как позволяет просматривать карты в режиме реального времени.
Настройки уровня карты
Здесь вы можете создавать и редактировать отдельные карты:
Рисунок 8: Настройки уровня карты.
Создать идентификатор узла привязки довольно просто. Сначала нажмите «Выбрать», а затем щелкните любой инструмент в пользовательском интерфейсе Animate. Он автоматически сгенерирует для вас идентификатор узла привязки. Кроме того, вы можете открыть другой учебник или ссылку, используя дополнительные параметры. Для дополнительного учебника вам нужно будет указать идентификатор учебника, на который вы хотите сослаться. Точно так же для ссылки вам нужно будет предоставить веб-ссылку.
Рисунок 9: Дополнительные параметры платы.
Дополнительные ресурсы для панели «Ресурсы»
Вы можете добавить дополнительные ресурсы, которые могут находиться на панели «Ресурсы». Панель «Активы» — это новая панель, которая предоставляет возможность включать ресурсы многократного использования, поставляемые вместе с продуктом или созданные вами.
Рисунок 10: Добавление дополнительных активов.
Однажды созданное руководство будет иметь расширение файла «zip». После сохранения им можно поделиться с другими.
Импорт учебника
Однажды созданный учебник можно импортировать через меню справки, как показано ниже. Он сразу появится в меню. Мы работаем над тем, чтобы сделать их доступными на специальной панели.
Рисунок 11: Импорт учебника.
Использование учебника
После импорта учебник будет доступен в том же меню:
Рисунок 12: Запуск учебника.
Вывод
Мы очень рады поделиться с вами этим инструментом и надеемся, что вы будете использовать его для создания замечательных руководств.
Мне всегда интересно узнать больше о ваших исследованиях. Пожалуйста, поделитесь своими уроками со мной. Как команда, мы обязательно рассмотрим возможность включения ваших руководств в продукт, если они могут принести пользу более широкому сообществу аниматоров. Вы всегда можете связаться со мной по адресу [email protected].
Перетащите, чтобы переместить холст и монтажные области с помощью инструмента «Рука»
Руководство пользователя
Отмена
Поиск
Последнее обновление:
16 ноября 2022 г. 04:57:43 по Гринвичу
- Руководство пользователя Illustrator
- Знакомство с Illustrator
- Знакомство с Illustrator
- Новые возможности Illustrator
- Общие вопросы
- Системные требования Illustrator
- Иллюстратор для Apple Silicon
- Рабочее пространство
- Основы рабочего пространства
- Учитесь быстрее с помощью панели Illustrator Discover
- Создание документов
- Панель инструментов
- Сочетания клавиш по умолчанию
- Настройка сочетаний клавиш
- Введение в монтажные области
- Управление монтажными областями
- Настройка рабочего пространства
- Панель свойств
- Установить предпочтения
- Сенсорное рабочее пространство
- Поддержка Microsoft Surface Dial в Illustrator
- Отмена изменений и управление историей дизайна
- Повернуть вид
- Линейки, сетки и направляющие
- Специальные возможности в Illustrator
- Безопасный режим
- Посмотреть работу
- Использование панели Touch Bar с Illustrator
- Файлы и шаблоны
- Инструменты в Illustrator
- Обзор инструментов
- Инструменты выбора
- Выбор
- Прямой выбор
- Выбор группы
- Волшебная палочка
- Лассо
- Монтажная область
- Инструменты навигации
- Рука
- Повернуть вид
- Зум
- Инструменты для рисования
- Градиент
- Сетка
- Конструктор форм
- Текстовые инструменты
- Тип
- Введите путь
- Вертикальный тип
- Инструменты для рисования
- Ручка
- Добавить опорную точку
- Удалить опорную точку
- Анкерная точка
- Кривизна
- Линейный сегмент
- Прямоугольник
- Прямоугольник со скругленными углами
- Эллипс
- Полигон
- Звезда
- Кисть
- Кисть-клякса
- Карандаш
- Формирователь
- Срез
- Инструменты модификации
- Поворот
- Отражение
- Весы
- Сдвиг
- Ширина
- Свободное преобразование
- Пипетка
- Смесь
- Ластик
- Ножницы
- Быстрые действия
- Ретро-текст
- Неоновый светящийся текст
- Старый школьный текст
- Перекрасить
- Преобразование эскиза в вектор
- Знакомство с Illustrator
- Illustrator для iPad
- Введение в Illustrator для iPad
- Обзор Illustrator для iPad
- Illustrator на iPad: часто задаваемые вопросы
- Системные требования | Иллюстратор на iPad
- Что можно и что нельзя делать в Illustrator на iPad
- Рабочая область
- Рабочая область Illustrator на iPad
- Сенсорные клавиши и жесты
- Сочетания клавиш для Illustrator на iPad
- Управление настройками приложения
- Документы
- Работа с документами в Illustrator на iPad
- Импорт документов Photoshop и Fresco
- Выберите и расположите объекты
- Создание повторяющихся объектов
- Смешивание объектов
- Рисование
- Рисование и редактирование контуров
- Рисование и редактирование фигур
- Тип
- Работа с шрифтом и шрифтами
- Создание текстовых рисунков вдоль контура
- Добавьте свои собственные шрифты
- Работа с изображениями
- Векторизация растровых изображений
- Цвет
- Применение цветов и градиентов
- Введение в Illustrator для iPad
- Облачные документы
- Основы
- Работа с облачными документами Illustrator
- Общий доступ и совместная работа над облачными документами Illustrator
- Делитесь документами для просмотра
- Обновление облачного хранилища для Adobe Illustrator
- Облачные документы Illustrator | Общие вопросы
- Устранение неполадок
- Устранение неполадок при создании или сохранении облачных документов Illustrator
- Устранение неполадок с облачными документами Illustrator
- Основы
- Добавление и редактирование содержимого
- Рисование
- Основы рисования
- Редактировать пути
- Рисование идеального до пикселя искусства
- Рисование с помощью инструментов «Перо», «Кривизна» или «Карандаш»
- Рисование простых линий и фигур
- Трассировка изображения
- Упростить путь
- Определение сетки перспективы
- Инструменты для работы с символами и наборы символов
- Настройка сегментов пути
- Создайте цветок за 5 простых шагов
- Перспективный рисунок
- Символы
- Рисование путей с выравниванием по пикселям для веб-процессов
- 3D-объекты и материалы
- О 3D-эффектах в Illustrator
- Создание 3D-графики
- Изображение карты поверх 3D-объектов
- Создать 3D-текст
- Цвет
- О цвете
- Выберите цвета
- Использование и создание образцов
- Настройка цветов
- Использование панели «Темы Adobe Color»
- Цветовые группы (гармонии)
- Панель «Цветовые темы»
- Перекрасьте свою работу
- Покраска
- О покраске
- Краска с заливками и штрихами
- Группы быстрой заливки
- Градиенты
- Щетки
- Прозрачность и режимы наложения
- Применить обводку к объекту
- Создание и редактирование рисунков
- Сетки
- Узоры
- Выберите и расположите объекты
- Выбрать объекты
- слоев
- Группировать и расширять объекты
- Перемещение, выравнивание и распределение объектов
- Объекты стека
- Блокировка, скрытие и удаление объектов
- Копировать и дублировать объекты
- Вращение и отражение объектов
- Переплетение объектов
- Изменение формы объектов
- Обрезка изображений
- Преобразование объектов
- Объединить предметы
- Вырезать, делить и обрезать объекты
- Марионеточная деформация
- Масштабирование, сдвиг и искажение объектов
- Смешивание объектов
- Изменение формы с помощью конвертов
- Изменение формы объектов с эффектами
- Создавайте новые фигуры с помощью инструментов Shaper и Shape Builder
- Работа с динамическими углами
- Усовершенствованные рабочие процессы изменения формы с поддержкой сенсорного ввода
- Редактировать обтравочные маски
- Живые формы
- Создание фигур с помощью инструмента «Создание фигур»
- Глобальное редактирование
- Тип
- Добавление текста и работа с текстовыми объектами
- Создание маркированных и нумерованных списков
- Управление текстовой областью
- Шрифты и типографика
- Тип формата
- Импорт и экспорт текста
- Формат абзацев
- Специальные символы
- Создать тип по пути
- Стили символов и абзацев
- Вкладки
- Текст и введите
- Поиск отсутствующих шрифтов (рабочий процесс Typekit)
- Обновление текста из Illustrator 10
- Арабский и еврейский шрифт
- Шрифты | Часто задаваемые вопросы и советы по устранению неполадок
- Создать 3D текстовый эффект
- Креативный типографский дизайн
- Тип масштабирования и поворота
- Интервал между строками и символами
- Переносы и разрывы строк
- Улучшения текста
- Орфографические и языковые словари
- Формат азиатских символов
- Композиторы для азиатских сценариев
- Создание текстовых дизайнов с помощью объектов смешивания
- Создание текстового плаката с помощью Image Trace
- Создание спецэффектов
- Работа с эффектами
- Графические стили
- Создать тень
- Атрибуты внешнего вида
- Создание эскизов и мозаик
- Тени, свечение и растушевка
- Сводка эффектов
- Веб-графика
- Рекомендации по созданию веб-графики
- Графики
- СВГ
- Создание анимации
- Срезы и карты изображений
- Рисование
- Импорт, экспорт и сохранение
- Импорт
- Размещение нескольких файлов
- Управление связанными и встроенными файлами
- Информация о ссылках
- Невстроенные изображения
- Импорт изображения из Photoshop
- Импорт растровых изображений
- Импорт файлов Adobe PDF
- Импорт файлов EPS, DCS и AutoCAD
- Библиотеки Creative Cloud в Illustrator
- Библиотеки Creative Cloud в Illustrator
- Сохранить
- Сохранить работу
- Экспорт
- Использование иллюстраций Illustrator в Photoshop
- Экспорт обложки
- Сбор активов и экспорт в пакетах
- Файлы пакетов
- Создание файлов Adobe PDF
- Извлечь CSS | Иллюстратор CC
- Параметры Adobe PDF
- Информация о файле и метаданные
- Импорт
- Печать
- Подготовка к печати
- Настройка документов для печати
- Изменить размер и ориентацию страницы
- Укажите метки обрезки для обрезки или выравнивания
- Начните работу с большим холстом
- Печать
- Надпечатка
- Печать с управлением цветом
- Печать PostScript
- Предустановки печати
- Следы печати и кровотечения
- Распечатать и сохранить прозрачную иллюстрацию
- Ловушка
- Печать цветоделения
- Печать градиентов, сеток и цветовых сочетаний
- Белая надпечатка
- Подготовка к печати
- Автоматизация задач
- Объединение данных с помощью панели переменных
- Автоматизация с помощью скриптов
- Автоматизация с действиями
- Устранение неполадок
- Проблемы со сбоями
- Восстановление файлов после сбоя
- Проблемы с файлами
- Поддерживаемые форматы файлов
- Проблемы с драйвером устройства GPU
- Проблемы с устройством Wacom
- Проблемы с файлом DLL
- Проблемы с памятью
- Проблемы с файлом настроек
- Проблемы со шрифтами
- Проблемы с принтером
- Отправить отчет о сбое с помощью Adobe
- Повышение производительности Illustrator
Инструмент «Рука» позволяет перемещаться по холсту и монтажным областям в документе Illustrator.