Содержание
Обустройство мастерской своими руками | 5domov.ru
Аккуратная, хорошо организованная мастерская является мечтой многих любителей и профессионалов работать своими руками. Угол в комнате или гараже — вот все, что потребуется для начала обустройства мастерской.
Оглавление
- Место под мастерскую
- Освещение мастерской
- Вентиляция мастерской
- Планировка мастерской
- Электроснабжение в мастерской
- Безопасность работ — как обеспечить
- Рекомендуемые средства защиты в мастерской
- Какой верстак выбрать
- Места для хранения инструментов
- Инструменты для мастерской
Если Вы планируете часто проводить в ней своё время, то стоит применить некоторые усилия сейчас, чтобы потом работать с удобством и в безопасности. Функциональность мастерской обеспечивается достаточным пространством для работы и хранения, наличием электроэнергии, освещения и вентиляции.
Обустройство вашей мастерской будет зависеть от ее предполагаемого использования. Некоторым достаточно выделения пространства для хранения инструментов и простейших ремонтных работ, другим потребуется специальное оборудование, чтобы заниматься своим хобби.
Место под мастерскую
Если вам повезло, то у вас может быть студия, сарай или гараж, которые вы можете использовать для ваших нужд или хобби. Имеющееся в распоряжении пространство будет определять содержание вашей мастерской, поэтому необходимо очень тщательно спланировать, как сделать мастерскую максимально эффективной.
Если вы любитель возиться с автомашинами, то вам понадобится гараж по крайней мере на одну машину, но если вы занимаетесь резьбой по дереву, то может оказаться достаточно четырех-шести квадратных метров в углу свободной комнаты. В любом случае важно, чтобы мастерская имела хорошую организацию, хорошее освещение, хорошую вентиляцию, обеспечивала безопасность работ и простоту уборки.
Освещение мастерской
Рабочее пространство должно быть хорошо освещено, так как плохое освещение может привести к плохим результатам. Окна в южной стене обеспечат достаточно естественного освещения без прямых солнечных лучей, а это идеально подходит для работы с древесиной.
Если окна нет, то световой люк из гибких труб с отражающим покрытием станет прекрасной и несложной в установке альтернативой. В тех случаях, когда требуется искусственное освещение, лучше применять 150-ваттные галогеновые лампы заливающего света; люминесцентное освещение, хотя и популярно, не очень подходит для мастерских, поскольку искажает цвета и создает так называемый стробоскопический эффект, в результате которого кажется, что быстро вращающийся объект неподвижен. Это серьезная угроза безопасности работы, когда используются механизированные инструменты с переменной скоростью, такие как фрезеры, дрели и токарные станки.
Линейные галогеновые лампы заливающего света
Размещайте светильники так, чтобы они находились или непосредственно над верстаком/рабочим столом, или с одной стороны. Не помещайте их так, чтобы они светили в глаза или сзади, что создает тени на обрабатываемых объектах.
Вентиляция мастерской
Сквозная (поперечная) вентиляция будет лучшим вариантом, поэтому при возможности поместите свой верстак между дверью и окном.
Если работа пыльная или вам предстоит использовать растворители либо другие летучие вещества, то предпочтительнее сквозная вентиляция с потоком воздуха, идущим со стороны вашей спины. Это совместно с соответствующей маской/респиратором обеспечит разумную защиту от рассеянных в воздухе веществ и частиц.
Продумайте вопрос об искусственной вентиляции с помощью вентиляторов, если нет возможности обеспечить адекватную циркуляцию воздуха в помещении. В холодном климате, когда окна и двери держат закрытыми, а помещение отапливается, обеспечьте циркуляцию воздуха по помещению с помощью вентиляторной системы циркуляции воздуха, желательно с таким фильтром, который легко чистить. Клеи и краски могут выделять испарения, поэтому сквозная вентиляция полезна для того, чтобы рассеивать эти испарения, а также помогает сушке клеев и красок.
При работе с древесиной воздух должен быть сухим, чтобы древесина не коробилась и не разбухала.
Планировка мастерской
Прежде всего вам потребуется прочная плоская рабочая поверхность в виде деревянного верстака или стола и достаточное пространство для сборки и перемещения изделий.
Если рабочая зона будет одновременно использоваться под другие нужды, подумайте о складном верстаке и настенном щите для инструментов. В ограниченном пространстве более полезен будет настенный верстак или верстак, под которым устроено место для хранения различных предметов.
Если вы счастливый обладатель большой мастерской, то отдельно стоящий верстак даст наибольшую гибкость его использования. Вам, вероятно, потребуется на верстаке какой-то вид тисков, поэтому подумайте, в каком месте их сделать и сколько свободного пространства вам потребуется для обработки элементов ваших проектов.
Если у вас есть станочное оборудование, например, отрезной, сверлильный или токарный станок, постарайтесь разместить их так, чтобы перемещаться между разными рабочими местами было легко и свободно.
Поверхности пола надо уделить серьезное внимание, особенно если вы будете стоять на нем длительные периоды; пол должен быть таким, чтобы его было легко подметать и содержать в чистоте. Закройте или устраните низкие пространства под шкафами и стеллажами, где может скапливаться пыль и куда могут попадать мелкие детали, которые будет трудно оттуда достать.
Инструменты держите в непосредственной близости от рабочего места, каждый на своем месте, чтобы можно было всегда легко найти необходимый инструмент.
Самое плохое место для хранения инструментов — «большая полка», то есть пол.
Большинство ручных инструментов принято хранить на настенном щите. Низкая открытая полка под верстаком или поблизости хорошо подходит для хранения ручных электрических инструментов, таких как дрель или дисковая пила. Верхнее ограничение места для хранения инструментов определяется тем, куда вы без затруднения можете достать, а наиболее часто используемые из них следует держать на высоте верстака или над ним, чтобы избегать лишних наклонов.
Пример планировки мастерской
Практичная и удобная планировка, показанная на изображении выше, первоначально была разработана для столяра-краснодеревщика. Можно отметить интересные моменты: настенный щит со своими инструментами, маленький шкаф и различные полки расположены близко и удобно относительно верстака. Ленточная пила, как наиболее часто применяемый станок, также рядом. Окна расположены очень хорошо и дают максимум естественного освещения, которое дополняется несколькими галогенными светильниками заливающего света (не показаны). Станки расположены так, чтобы не попадать под прямые солнечные лучи. Пространство между роллерными дверями и верстаком достаточно для сборки крупных изделий.
Электроснабжение в мастерской
Подвесные универсальные электророзетки удобны и безопасны. Находясь выше рабочего места, они удерживают шнуры питания ручного электроинструмента вне верстака и пола, где их можно случайно повредить или зацепиться за них, а кроме того, увеличивают радиус действия инструмента.
Вам может также понадобиться дополнительное освещение, которое следует располагать над рабочими местами и правильно направить, чтобы избежать раздражающих теней и неосвещенных зон. Попросите вашего электрика обеспечить достаточную нагрузочную способность (мощность) проводки для возможной установки дополнительных розеток, которые могут потребоваться позднее, а также узнайте о специальных розетках и электрических цепях, которые могут быть необходимы, если вы планируете использовать станочное или сварочное оборудование.
Убедитесь, что розеток будет достаточно и они будут удобно расположены вокруг рабочей зоны и оснащены устройствами защитного отключения (УЗО) для обеспечения безопасности работ. Небольшим электрическим инструментам, таким как лобзики и дрели, достаточно стандартного напряжения 220 вольт однофазной электросети, но станочному оборудованию, такому как ленточные пилы, сверлильные и радиально-круглопильные станки, может потребоваться трехфазная сеть.
Все электромонтажные работы должны выполняться только квалифицированным электриком.
Безопасность работ — как обеспечить
Содержите рабочее место в чистоте и порядке не только для создания приятной обстановки при работе, но и для обеспечения безопасности и защиты здоровья.
Всегда соблюдайте правильные методы ведения работ, такие как использование соответствующей рабочей одежды и защитных средств и использование инструментов именно для тех целей, для которых они предназначены. Будьте внимательны и оберегайте себя, вашу семью, друзей и всех остальных, кто может иметь причины войти в вашу мастерскую.
Во всех необходимых случаях требуется использовать средства предохранения глаз, например, при использовании фрезеровальной машины/станка, дрели, механизированной пилы, токарного станка или любого инструмента с быстро движущимся рабочим органом.
Шумозащитные наушники либо затычки для ушей («беруши») очень важны при работе с сильно шумящим оборудованием; повреждение органов слуха часто остается незамеченным несколько лет после того, как оно произошло.
Безопасная удобная обувь — это необходимость, а защитная рабочая одежда типа робы или комбинезона весьма важна, когда условия являются или будут загрязненными пылью или другими загрязняющими элементами.
Прилегающая одежда и сетка для волос помогут предупредить попадание в машинное оборудование незакрепленных частей одежды или волос.
Станки, стационарное машинное оборудование должны иметь защитные выключатели, такие как автоматы-разъединители и аварийные выключатели. Автоматы-разъединители автоматически выключают машину при прекращении поступления электроэнергии из сети, делая невозможным случайное включение при внезапном восстановлении подачи электроэнергии.
Кнопка аварийного выключения
Аварийный выключатель обычно представляет собой большую красную кнопку-бобышку, при нажатии которой машина выключается. В качестве дополнительной защиты многие из этих устройств необходимо вручную перевести в рабочее положение, прежде чем можно будет включить машину снова. Регулярно проверяйте эти устройства, чтобы они не подвели вас в аварийной ситуации.
Одноразовые защитные маски/респираторы обеспечивают достаточную защиту от обычной пыли, однако если вы работаете в условиях с токсичными испарениями или очень мелкодисперсной пылью, то следует применять респираторы со сменными картриджами. При использовании маски/респиратора внимательно относитесь к рекомендациям изготовителя и, если работа требует применения ядовитых веществ, внимательно прочитайте описание вещества для соблюдения необходимых мер предосторожности.
Если при работе образуется много пыли, было бы разумно вложить средства в систему пылеудаления. Вся древесная пыль потенциально опасна, особенно от ДВП (МДФ, ПСП) и ДСП. Простейшим решением для небольшой мастерской может стать бытовой пылесос, но если пыли очень много или работы проводятся на большой площади, то лучше всего будет система с подведением пылеудаляющих труб к каждому виду оборудования или можно использовать мобильный пылесборник, который можно перевозить по мастерской в те места, где он необходим. На экстренные случаи держите под рукой огнетушитель и аптечку первой медицинской помощи.
Рекомендуемые средства защиты в мастерской
В итоге можно выделить несколько основных средств защиты, которые необходимо иметь в своей мастерской:
- Защитные очки. При работе механизированным инструментом необходимо защищать глаза.
- Респиратор со сменными картриджами. Более эффективен, чем одноразовые противопыпевые маски/респираторы и подходит для работы с токсичными веществами.
- Перчатки. Обеспечивают некоторую защиту от случайных травм, но их нельзя надевать при работе с машинами с вращающимся рабочим органом.
- Затычки для ушей иnи наушники. Одноразовые затычки для ушей обеспечивают хорошую защиту органов слуха. Некоторые считают защитные наушники более удобными и эффективными.
- Рабочая обувь. Прочные жесткие ботинки с нескользкой подошвой.
- Комбинезон/роба и сетка для волос.
Прилегающая одежда помогает предупредить попадание в машину незакрепленных частей одежды и волос.
- Противопылевой респиратор/маска. Одноразовые респираторы эффективно защищают органы дыхания от древесной пыли.
Какой верстак выбрать
Если старый стол может быть достаточно прочен для небольших работ, то для большинства столярных проектов будет необходим прочный верстак.
Верстак должен быть высотой примерно 850 мм, а на ножках иметь распорки для обеспечения жесткости. Столешница должна быть сделана из толстой древесины, способной выдерживать удары, особенно в передней части. Более тонкую древесину можно использовать в задней или средней части, чтобы создать лоток, куда можно безопасно класть инструменты.
Если пространство мастерской ограничено, то можно работать с переносным складным верстаком. Когда он не нужен, его можно сложить и убрать или перенести на строительную площадку. Его столешница разделена на две части, которые можно сдвигать и раздвигать, используя в качестве тисков.
К принадлежностям верстака относятся регулируемые верстачные штыревые упоры для строгания, верстачные доски-упоры для поперченного резания, стусло для выполнения скосов деталей, пенал для хранения инструмента или скобяных изделий и столярные тиски. Последние отличаются от слесарных тисков тем, что они фиксируют заготовку рядом с верстаком, а не сверху, а также имеют деревянные губки для предохранения изделий. Полезны будут козлы и различные лестницы.
Места для хранения инструментов
Правильное хранение и уход за инструментами обеспечат их хорошее состояние. Стеллажи и щиты для инструментов будут их предохранять и помогут вам всегда быстро найти нужный инструмент. Хорошо продуманный щит очень полезная вещь в любой мастерской.
Щит для инструментов можно сделать самостоятельно — в соответствии с вашим набором инструментов и имеющимся пространством, а для фиксации инструмента в продаже можно найти множество специальных крепежных изделий. Многие инструменты уже продаются в контейнере для хранения. Даже если это просто картонная коробка, она неплохо послужит некоторое время. Если инструмент какое-то время не будет использоваться, убирайте их, особенно в конце рабочего дня.
Скобяные изделия, крепеж держите в их упаковке, пока они не потребуются — она предназначена для предохранения и сохранения комплексности изделий. Шурупы и гвозди храните в коробке с четкой маркировкой.
Инструменты для мастерской
Существует огромное множество инструментов, но составлять свой инструментальный комплект можно постепенно, покупая инструменты по мере необходимости. Для наилучших результатов приобретайте только изделия известных марок. Вот базовый набор инструментов для начала:
- молоток с гвоздодером (570 г)
- рубанок
- рейсмус
- комбинированный измерительный угольник
- стальная рулетка (3 м)
- три стамески/долота (10, 18 и 32 мм)
- пила-ножовка для поперечного пиления (длиной 650 мм)
- ножовка с обушком
- добойник для гвоздей (3 мм)
- набор спиральных сверл набор отверток (плоские, крестовые Posidrive и крестовые Phillips)
- оселок (точильный камень)
- шлифовальный брусок
- электродрель с изменяемой скоростью вращения
- электролобзик
Мастерская своими руками – как грамотно построить и оборудовать + Видео
Почему лучше заново построить, чем адаптировать готовые помещения
Лучше построить мастерскую заново, причем как отдельное сооружение, а не пристройку к имеющимся на участке строениям. Конечно, можно выделить угол или помещение в доме. Но в этом случае нельзя рассчитывать на комфорт проживающих в нем и отсутствие с их стороны упреков за шум во время работ в мастерской и невольно переносимый в жилые комнаты мусор. К тому же в доме вряд ли найдется достаточно места, чтобы разместить все необходимое: инструменты, верстак, станки и прочее. А работать придется в весьма стесненных условиях, когда никакой речи не может быть не только о комфорте и удобстве, но даже об элементарных правилах безопасности.
Хотя и считается, что минимальная достаточная площадь под мастерскую 5–6,5 м2, что наверняка можно обеспечить в доме, этого недостаточно. Что такое 6 м2? Это каморка или угол размером 2×3 м. Такое пространство сгодится только разве под фотолабораторию либо для радиолюбителя.
Когда предполагается сделать слесарную или столярную мастерскую, то 6 м2 – это почти все равно что ничего. Если даже удастся втиснуть сколько-нибудь полезное и серьезное оборудование в пространство, оставшееся после размещения верстака и самого необходимого для любой мастерской, то работать будет практически невозможно из-за тесноты, во всяком случае с крупными и длинными деталями. Опять же, где хранить в домашней мастерской готовые изделия, заготовки, пиломатериал?
Столярная мастерская своими руками
Гараж – тоже не вариант. Придется каждый раз выгонять машину, чтобы не повредить ее во время работ. Зимой из-за этого в гаражной мастерской будет трудновато и весьма энергозатратно поддерживать комфортную для работы температуру. Кроме того, придется пожертвовать частью пространства под автомобильные запчасти, инструмент.
Переоборудовать подходящий по размерам сарай под мастерскую – вариант, но сомнительный. Для мастерской нужны нормальные окна и двери, утепление, отопление, свет, вентиляция и желательно вода. Этого наверняка в сарае нет и придется делать. Сам он может быть размещен в неудачном для мастерской месте. В сарае может потребоваться перепланировка или создание отдельных помещений, если их нет. Это как раз тот случай, про который говорят – проще сломать и заново построить.
Кроме того, у мастерской должен быть основательный фундамент, а именно – плитный. Особенно если в ней будут установлены напольные станки. И особенно если они для слесарной мастерской. Часто приобретают списанное и просто старое оборудование, в том числе еще советских времен. Оно тяжелое, громоздкое и создает при работе приличную вибрацию. В любом случае мастерская то место, где нагрузка на пол очень высока. Неизбежны падения тяжелых предметов, работа может сопровождаться ударами чего-нибудь (например, молотка либо кувалды) по чему-нибудь (детали или заготовке), что отдается в пол. По последнему, бывает, приходится что-то волочить. И даже самый небольшой настольный станок хоть немного, но вибрирует, тем самым внося свою лепту в процесс разрушения основания помещения.
Плитный фундамент еще может быть в гараже, но в сарае вряд ли и маловероятно, что в доме. Если мастерскую размещать на втором этаже жилого строения, чердаке или в мансарде, то там тоже не у всех построек достаточно прочный и крепкий пол.
Как правильно выбрать место под мастерскую
Место на участке для мастерской желательно подобрать на открытом пространстве, чтобы на нее не падала тень от деревьев либо других построек. За счет этого зимой возможна небольшая экономия на отоплении или просто будет потеплее работать, так как в погожие дни солнце поможет с обогревом. А круглый год в светлое время суток не понадобится включать осветительные приборы или можно будет использовать их минимально, так как будет достаточно хорошее естественное освещение, которое, кстати, лучше для глаз. Кроме того, это позволит сэкономить на электроэнергии.
Мастерскую по возможности следует строить подальше от дома и построек с домашними животными, так как даже если в ней не предполагается размещать слишком шумное оборудование, все равно практически любая работа будет сопровождаться далеко не самыми приятными для любого слуха звуками. Правда, чем дальше от дома, тем, как правило, протяженнее получаются подводимые коммуникации (электричество, отопление и водопровод), а это дополнительные затраты.
Место под строительство мастерской
Также рекомендуется, чтобы мастерская не была в низине. Там, как правило, скапливается дождевая и от растаявшего снега вода. Если даже мастерскую не будет подтапливать, то и избыточная влажность станет серьезным испытанием для самой постройки, инструментов станков и подведенных коммуникаций. Все это будет быстрее приходить в негодность. Не исключены даже аварийные ситуации, например, короткие замыкания проводки или в оборудовании. Можно, конечно, предпринять защитные меры против подтоплений и влажности. Сооружая своими руками мастерскую, сделать фундамент более высоким и с гидроизоляцией, предусмотреть по возможности водоотвод от него, позаботиться об усилении влагоизоляции всего сооружения и тому подобное. Однако все это потребует дополнительных финансовых затрат, а также усилий и времени на обустройство.
Желательно, чтобы на выбранном месте был удобный доступ к мастерской в любое время года. Чтобы зимой ее сильно не заметало, иначе придется приложить немало усилий на периодическую расчистку дорожки и подступа к входным дверям, а весной – значительно больший объем снега откидать от стен для предотвращения их подтопления. И, наконец, если на участке имеются места, которые совсем не подходят либо малопригодны для выращивания любых растений, то рекомендуется под мастерскую выбрать одно из них.
Что обязательно надо сделать перед разработкой проекта мастерской
Прежде чем приступать к разработке проекта, надо сначала определиться, какие работы предполагается выполнять в мастерской: только столярные либо слесарные, а может быть, те и другие. Лучше всего составить полный список всех видов работ. Рекомендуется также подумать о возможном пополнении этого перечня в перспективе. Может быть через месяц или полгода появится желание сделать своими руками такое изделие, при изготовлении которого потребуется выполнить операцию, ранее не предусмотренную.
На основании списка видов работ составляем уже 2 других перечня – для требуемого основного и вспомогательного оборудования и оснащения мастерской. В них надо включить все, что должно будет находиться внутри постройки. Всякого рода инструмент (от отвертки и кувалды до дрели и болгарки), метизы, крепеж, вспомогательную оснастку, мелкие и небольшие заготовки, готовые изделия и тому подобное, а также порошковый огнетушитель и аптечку группируем в первый список, который может быть приблизительным и не очень подробным. Решаем как все это добро будем размещать и хранить. В зависимости от размеров и частоты использования то или иное оснащение из этого списка можно поместить: в шкафы, на стеллажи и полки, повесить на крючья, закрепленные на стене.
Второй перечень должен включать:
- Верстак. Если в мастерской предполагается выполнять и слесарные, и столярные работы, то два верстака. Слесарный и столярный отличаются друг от друга.
- Все необходимые станки.
- Оборудование, которое, возможно, потребуется установить в перспективе.
- Пылесос, лучше специальный строительный – для уборки мусора.
- Отопительные приборы.
Лучше, чтобы это были обычные батареи, подключенные к центральной или отопительной системе дома, особенно если планируется построить деревянную мастерскую. Электрические приборы будут потреблять много электроэнергии, а некоторые виды из них пожароопасны (электрокамины, например). Различного типа печи, в том числе длительного горения тоже рекомендуется использовать только в каменных постройках (бетонных, из кирпича, блоков, панелей).
- Ящик с песком (на случай возгорания проводки или оборудования).
- Умывальник.
- Емкость с водой.
- Вешалка для спецодежды.
- Стул.
Оборудование в мастерской
Добавляем к этому списку образовавшееся дополнительное оснащение мастерской: шкафы и стеллажи. Полки и крюки можно не учитывать – для них на стене всегда найдется подходящее место.
Теперь надо решить, будут ли использоваться для работы крупногабаритные и длинные материалы (например, доски, брус либо уголок, пруток и так далее), заготовки и стоит ли выделять в мастерской под них место. Рекомендуется предусмотреть для них отдельный стеллаж или, хотя бы для начала, отдельную зону шириной 0,5–1 м и длиной не менее 6 м. Иначе они потом будут мешаться под ногами во время работы, либо их придется оставлять на улице, если больше не найдется куда на время пристроить (в сарай, например). Под открытым небом металл будет ржаветь, дерево сперва пропитается влагой, а потом рано или поздно начнет гнить.
Стеллаж или место для хранения материалов и заготовок тоже добавляем ко второму списку оборудования и оснащения. Этот подробный перечень позволит точно определить размеры мастерской.
Все нюансы проектирования
Вот теперь можно переходить непосредственно к самому проектированию. Его результатом необязательно должен стать комплект выполненных по всем правилам чертежей, достаточно сделать своими руками несколько эскизов без соблюдения масштаба. Главное, чтобы они были как можно более подробными. На эскизах надо нарисовать все элементы постройки, включая небольшие и мелкие детали. И, разумеется, на них должны быть указаны все размеры – внешние и внутренние мастерской, а также ее элементов. Несколько эскизов необходимы по той причине, что на одном и даже двух невозможно во всех проекциях и подробностях отобразить конструкции постройки, да еще и ее элементов.
Начинаем проектирование с расчета площади, необходимой для размещения всего оборудования и оснащения мастерской, перечисленного во втором списке (правила составления в предыдущей главе).
Простой, быстрый, но в то же время весьма неточный способ вычисления состоит в умножении суммы площадей всех размещаемых в мастерской объектов на приблизительный коэффициент 1,5–2. Считается, что этот метод должен обеспечить необходимое свободное пространство для работы и передвижения между расставленным в уже построенной мастерской оборудованием. Однако на деле такой подход может вызвать множество сложностей, особенно если размещаемых объектов много и у них сильно отличаются или большие габариты. Скорее всего при расстановке оборудования придется неоднократно все переставлять заново, при этом что-то вынося обратно на улицу, а потом вновь затаскивая в мастерскую. И не факт, что в результате таких длительных мытарств все получится идеально – будет везде удобно перемещаться и работать.
Расчет площади помещения под мастерскую
Чтобы точно определить не только площадь, но и внутренние размеры мастерской (длину и ширину), необходимо сделать своими руками схему расстановки всех размещаемых объектов. Ее составление лучше всего выполнить с помощью двух листов миллиметровой бумаги. Из одного вырезаем в масштабе 1:20 (или другом, но чтобы было кратно 10) прямоугольники и квадратики габаритов расставляемых объектов. Подписываем их в соответствии с тем, к какому оборудованию или оснащению они относятся. На втором листе миллиметровки все это раскладываем, стараясь скомпоновать в границах прямоугольного или квадратного периметра. Учитываем пространство и зазоры между объектами, которые требуются для удобного и свободного выполнения работ, а также собственного и перемещения инструментов, материалов и прочего.
Не забываем, что эта расстановка выполняется в выбранном для оборудования масштабе – надо периодически расстояния на бумаге переводить в реальные, чтобы не допустить ошибку. Рекомендуется следующий порядок проектирования этим способом. Сначала проводим на бумаге 2 перпендикулярные линии. Это будут 2 стены и угол будущего помещения мастерской. Отмечаем на одной из линий входную дверь. Указываем ее ширину. Она должна быть не меньше стандартной или равняться ширине самого большого станка (оборудования) либо его самой крупной детали, если его придется заносить по частям в разобранном виде. Теперь относительно и начиная от имеющихся угла и двери расставляем на бумаге все оснащение мастерской. К каждому станку и рабочему месту должен быть обеспечен беспрепятственный доступ со всех сторон, которые предусмотрены выполняемыми на них операциями. В завершение дорисовываем оставшиеся 2 стены.
Указываем, где будут находиться окна. Их лучше расположить в восточных и/или восточных стенах. И света больше, и зимой теплее. Затем, если схема расстановки составлялась на миллиметровой бумаге, замеряем на ней все размеры (включая расстояния между оборудованием). Переводим их согласно выбранному масштабу в реальные значения, которые и указываем в соответствующих местах на схеме. Если схема составлялась на обычной бумаге, желаемые размеры указываем в процессе ее разработки.
Завершающий этап проектирования и дополнительные рекомендации
В мастерской рекомендуется сделать 2 помещения. Одно – рабочее, где будет стоять все оборудование и оснащение. Второе – небольшое подсобное и отделяющее первое от улицы. Наличие этого помещения зимой предотвратит понижение температуры во время открывания входной двери при входе и выходе в самой мастерской и сделает ее более теплой. Это же позволит немного экономить на отоплении.
В подсобке следует разместить вешалку для спецодежды, умывальник, один отопительный прибор и может быть даже шкафчики для заготовок, готовых изделий, редко используемых инструментов и еще чего-то подобного. Не помешает здесь также небольшой столик со всеми атрибутами для чаепития и топчан, чтобы не отвлекаться надолго от работы и не носить грязь в дом, делая короткие перекусы или перекуры.
Дверь с улицы в подсобку должна находиться напротив входа в саму мастерскую. Иначе будет трудно или невозможно занести длинные материалы (доски, пруток и так далее). Размеры подсобки определяются составлением на бумаге схемы размещения ее обстановки. Обе схемы – для подсобного помещения и самой мастерской – делаем на одном листе.
Схемы размещения обстановки в мастерском помещении
Если стеллаж или место для хранения длинномерных заготовок и материалов решено было разместить внутри мастерской, то они должны располагаться напротив ее входной двери. Оборудование, предназначенное для распиливания и раскроя, должно располагаться тут же поблизости. То есть рядом со стеллажом для материалов, чтобы заготовки не надо было для первоначальной обработки переносить на другой конец мастерской.
После составления схемы размещения оборудования в мастерской и определения ее площади делаем проект (эскизы) постройки. Для определения внешних размеров к внутренним прибавляем толщину предполагаемых стен. Высоту потолков и тип кровли выбираем по собственному усмотрению, чтобы это было по карману, удобно для работы и можно было сделать своими руками.
Мастерская должна быть оборудована вентиляцией. Лучше, если она будет принудительная (а не обычная приточно-вытяжная) и от каждого рабочего места, особенно если предполагаются работы с деревом. Сделать ее можно такой же, как и вентиляцию для сарая. Прорисовываем все элементы этого оборудования мастерской на эскизах и указываем его размеры и параметры.
В завершение показываем на проекте размещение приборов освещения (общего и локального для каждого рабочего места), разводку электропроводки и заземления. К каждому оборудованию должна быть подведена отдельная розетка. Заземлять необходимо все станки и розетки. Затем указываем на эскизах каким способом и с какой стороны в мастерскую заводятся все коммуникации (электроэнергия, отопление и водопровод).
Строительство мастерской своими руками
В выбранном месте делаем разметку по периметру будущей мастерской. Выкапываем котлован глубиной 60–80 см под плитный фундамент. Ставим по его периметру опалубку. На дно засыпаем гравийно-песчаную подушку. Трамбуем ее, после чего толщина подсыпки должна составить не меньше 15–20 см. Затем желательно сделать армирование будущего фундамента. Для этого используем арматурные сетку либо прутья, первый ряд которых укладываем на дно, а второй – крепим выше на 20–30 см к опалубке. Затем заливаем бетон. Фундамент должен получиться выступающим над поверхностью почвы минимум на 15–20 см.
Когда предполагается установка громоздких и/или тяжелых станков, требующих жесткой фиксации к полу, то под них следует в фундаменте сразу, пока еще не затвердел бетон, установить в соответствующих местах согласно схеме расстановки оборудования шпильки с резьбой либо другой стальной крепеж. После полного затвердевания бетона эти станки можно установить и закрепить, если есть опасения, что занести в построенную мастерскую их будет невозможно или проблематично. Затем до конца строительства это оборудование надо как следует накрыть брезентом либо полиэтиленовой пленкой.
Если решено сделать мастерскую деревянной, то лучше всего, чтобы она была каркасной из брусьев и досок. Строение получится теплым, а возводить и проводить дальнейшие его оборудование и отделку будет достаточно просто. Но в этом случае в местах установки стоек каркаса необходимо в бетон фундамента сразу после его заливки вставить шпильки с резьбой либо арматурные прутья. После полного затвердевания бетона строим мастерскую согласно проекту так же, как и деревянный сарай из бруса и досок. Если решено сделать своими руками каменную мастерскую (из блоков либо кирпича), то возводим ее, как и сарай из пеноблоков.
Каркасная мастерская из брусьев и досок
Затем обустраиваем пол. Его можно сделать многослойным. Засыпаем на фундамент слой песка толщиной 3–5 см. Затем укладываем толь, а сверху – дощатый настил. Другой вариант – вместо досок использовать бетон. Перед его заливкой на толь укладываем арматурную сетку, а после тщательно выравниваем поверхность пола. Такой основе не страшны падения на нее тяжелых предметов и она надежно защитит фундамент от подобного разрушающего воздействия, особенно в слесарной мастерской. Правда, в последней желательно все-таки еще поверх пола уложить листы резины либо транспортерную ленту. Они защитят основу от масла и иных активных веществ.
После этого, если мастерская деревянная, желательно внутри ее провести огнезащитную обработку всей древесины специальными составами. Затем заводим в мастерскую коммуникации и делаем их внутреннюю разводку. Все кабели и провода выбираем с сечением, соответствующем токовой нагрузке на них. В деревянной мастерской прокладываем их в металлических трубках либо коробах, чтобы обезопасить строение от возгорания в случае короткого замыкания. При необходимости крепим внутри постройки на стены потолок и двери звукоизоляционные материалы.
Затем заносим в мастерскую и расставляем, монтируем все оборудование и оснащение по своим местам. Что нужно подсоединяем, подключаем. Потом уже проводим мероприятия, завершающие обустройство мастерской.
- Автор: Михаил Малофеев
- Распечатать
Оцените статью:
(16 голосов, среднее: 3.8 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Как создать мастерскую «сделай сам» — Созданный дом
Здесь я делаю некоторые предположения. Я предполагаю, что вы, как и я, любитель рукоделия. Я предполагаю, что вы, вероятно, работаете в гараже, или в сарае, или в чем-то совершенно гламурном. Я предполагаю, что у вас нет пил, которые стоят больше, чем новая машина, но вы много работали, чтобы получить то, что у вас есть. Может быть, вы хотите, чтобы у вас было больше места. Может быть, вы хотите, чтобы вы были лучше с вашими инструментами.
Дело в том, что я думаю, что у нас много общего. Я безмерно восхищаюсь профессиональными столярами с великолепными мастерскими, высококлассными инструментами и способностью вырезать убийственные ласточкины хвосты во сне. Но хотя изучение ласточкиного хвоста входит в мой список дел на этот новый год, здесь я играю в другой области — и это совершенно нормально.
Когда мы переехали в этот дом чуть меньше двух лет назад, мы устроили в гараже мастерскую. За это время мы многому научились (ох уж эта кривая обучения крутая!), и нам стало более комфортно с тем, что мы делаем и что мы хотим делать. Итак, за последнюю неделю мы начали вносить большие изменения в наше пространство, чтобы перейти к следующему этапу, если хотите.
Ты все еще со мной? Я перейду к делу. Что я хочу сделать, так это поделиться тем, как у нас сейчас все устроено. Не потому, что я думаю, что он лучший или что-то в этом роде, а потому, что почти два года назад мы были бы счастливы получить еще несколько идей о том, как заставить наше пространство работать. Я надеюсь, что что-то будет для вас полезным, будь то решение о том, как мы это сделали, это полный отстой, или, может быть, возникнет идея для вашей собственной мастерской.
Скорее, это не столько «как», сколько «ну, вот что мы сделали».
Как мы организовали нашу мастерскую
*Для вашего удобства этот пост содержит пару случайных партнерских ссылок. Что это значит, вы можете прочитать здесь.
Сотрите что, делаем. Потому что первая остановка — этот угол, где верстак очень сильно нуждается в сносе и замене. Мы начали этот процесс, но дизайн для версии 2.0 еще не совсем окончательный. Оставайтесь с нами, потому что я лично думаю, что это будет круто.
Если у вас есть пиломатериалы, вам нужен стеллаж для пиломатериалов. У нас их два, оба эти, и они отлично работают. Они очень просты в сборке. Этот второй я поставил сам пару дней назад примерно за полчаса. Убрать древесину с пола и убрать с дороги стоит каждого пенни.
Затем сделайте несколько простых стеллажей. Мы поставили этот маленький блок сегодня, чтобы держать отсечки. Потому что выбрасывать дрова для меня довольно отвратительно. Как говорится – с этим можно что-то сделать!
Продолжая знакомство с мастерской, вот еще одно маленькое дополнение этой недели — обрезанная тележка. Потому что мне просто нужно было больше мест для хранения дров, с которыми я отказываюсь расставаться. Это самая простая конструкция в мире. Я сделал его Франкенштейном из дерева, которое у меня валялось, поэтому оно не слишком красивое. Если вам нужны планы, скажите мне, и я займусь этим.
На этом простом и прочном складном столе я реализовал множество проектов. Это очень полезно. Если вам нужна быстрая полезная таблица без необходимости ее создания, просто выберите такую.
В нашей мастерской, наверное, как и в вашей, многое приходится удваивать. Детей здесь много, и им это нравится. Поэтому я прячу инструменты там, где дети не смогут их выкатить или, не дай бог, опрокинуть на себя. Одной из моих целей на этот год является добавление нескольких мер, чтобы они не могли начать или совать пальцы в пилу, и я поделюсь ими по ходу дела. Я также держу некоторые инструменты здесь, в этом месте, чтобы дети не играли под полкой для пиломатериалов, что меня совершенно напугало бы.
Последняя зона перед гаражом — установка токарного станка. Я держу его возле двери, потому что из него выбрасывается дерьмовая тонна фишек. Если вы думали о том, чтобы попробовать свои силы в поворотах, вы должны это сделать. Это потрясающе.
Случайная заметка: вы заметили обогреватели? Ребенок на улице холодно.
Вот в чем дело. Этот дом 1957 года. Гараж не большой. Например, когда-то мы втиснули в него две машины, но это было до того, как мы купили грузовик, и это было как-то нелепо. Он больше, чем некоторые гаражи, так что я совершенно не жалуюсь. И у него есть одна волшебная деталь…
Задняя часть
В задней части гаража есть отдельная комната, которую мы можем закрыть этой массивной раздвижной дверью, которую мы построили.
В этом пространстве находится наш верстак (вам интересно, где все инструменты, верно?), верстак моего ребенка (черт возьми), беговая дорожка, все наши материалы для ремонта, все наши принадлежности для кемпинга и куча другой чепухи .
Я также время от времени использую эту зону для отделочных работ, так как там легче бороться с пылью. Недавно я расширил верстак и добавил еще доски, чтобы разместить мою растущую коллекцию всех вещей Ryobi. Инструменты для согласования цвета — это новая вещь для меня, и я полностью в ней разбираюсь. Ну и сами инструменты. Ковровые квадраты поступили от Restore и стоили 1 доллар за штуку. Как это чертовски круто?!
Вот и все! Надеюсь, вы заметили, что в плане организации на самом деле нет ничего сверхъестественного. Все довольно просто и удобно. Верстак будет единственным исключением из того факта, что любая другая организационная структура создавалась максимум за пару часов. Все, что я добавил за последнюю неделю, было сделано из подручных материалов и не стоило мне ни копейки. Если вы хотите организовать, мой совет (чего бы это ни стоило) — сначала работайте с тем, что у вас есть. Если вы прочли мой пост об организации, то заметили, что я этим увлечен. Не тратьте кучу денег на какую-то причудливую систему (стойка для пиломатериалов не в счет). Думай просто.
Заключительное примечание: если есть что-то, о чем вы хотели бы получить дополнительную информацию или построить планы, оставьте примечание в комментариях. С удовольствием сделаю, если будет интерес!
И последнее, последнее замечание: не забудьте вернуться, чтобы посмотреть, что из себя представляет верстак!
Счастливого строительства!
Строительство мастерской «Сделай сам» — дом, созданный
Наша семья вернулась в наш нынешний дом после того, как сняла его на два года. Мы провели эти годы, работая в другом городе и ремонтируя дом вместе. В то время я начал заниматься деревообработкой как продолжением того, чему я учился, занимаясь ремонтом. Когда мы вернулись сюда, я начал организовывать специальную мастерскую. За последние два года это пространство претерпело неуклонные преобразования, и, несмотря на то, что есть так много вещей, которые я хотел бы сделать (и инструменты, которыми я хотел бы обладать!), оно действительно стало местом, где я чувствую себя творчески, расслабленно и счастливо.
Если вы хотите обустроить рабочее место для того, чем вы занимаетесь, вы, вероятно, заметили, что существует множество потрясающих идей. Вы, вероятно, также начали чувствовать, что ваш гараж, сарай, подвал или что-то еще, где вам приходится работать, безнадежно неадекватно. Магазинная зависть. Это реально.
Что я хочу сделать, так это поделиться некоторыми мыслями о том, как моя мастерская выросла за два года, как она стала намного более функциональной и что я сделал, чтобы наше пространство работало. И хотя мы занимаемся деревообработкой, это применимо к разным магазинам. Пустая трата времени и творческой энергии — тратить время на то, чтобы желать, чтобы у вас было то, что есть у кого-то другого. Сделайте свой магазин своим, и вы можете поспорить, что, вероятно, есть много других людей, которые хотели бы иметь то, что есть у вас.
Во-первых, экскурсия по магазину:
Должен отметить, что Kreg Tool любезно предоставил верстак, который я считаю незаменимой частью моей мастерской. Все мнения, конечно же, мои собственные.
Кроме того, этот сайт участвует в партнерском маркетинге, поэтому этот пост содержит несколько партнерских ссылок. Подробнее о моей политике можно прочитать здесь.
1. Сделайте его доступным и очистите его
Создание простого хранилища для моей мастерской имело наибольшее значение для функциональности, и я смог сделать это за очень небольшие деньги. Инвестирование в небольшое хранилище не только освобождает место, но и улучшает рабочий процесс и позволяет вам делать больше того, что вы любите, быстрее и без разочарования, связанного с невозможностью найти материалы.
Пара стеллажей для пиломатериалов от Portamate изменила правила игры в моем магазине, позволив мне освободить много ценного пространства на полу. Все остальные стеллажи были построены из простых материалов, таких как обрезки 2×4 и фанера.
И почистить. Если у вас есть мастерская по дереву, добавьте систему фильтрации воздуха. У вас только один комплект легких, так что не вдыхайте их, ребята. Я довольно сильно засоряю это место, когда нахожусь в середине проекта, но прежде чем начать новый, я стараюсь привести его в порядок. Найдите то, что работает для вас, и очищайте его время от времени.
2. Подумайте, что вас вдохновляет
Это был мой магазин всего несколько месяцев назад, после генеральной уборки.
А вот и после покраски на прошлой неделе. Я также обернул большую балку наверху кедровым ломом из нашего оставшегося ограждения.
Покраска стен, возможно, не сильно повлияла на функциональность (кроме того, что фотографии стали менее желтыми), но это кажется довольно удивительным. Это похоже на пространство, где течет творчество. Это похоже на место, которым я могу гордиться. Сделайте свою мастерскую небольшим продолжением вас самих.
3. Пусть ваше пространство растет вместе с вами
То, как вы работаете, что вы делаете и что вам нравится, меняется со временем. Как и ваше пространство. Эта скамья проработала два года, но со временем она стала громоздкой и замедлила мой рабочий процесс. Я обнаружил, что слишком часто перемещаю инструменты. Кроме того, он был слишком высоким и практически не предлагал рабочего места.
Однажды ночью ко мне пришло решение, что вместо того, чтобы выяснить, как именно разместить все электроинструменты на одном столе, мне нужно убрать инструменты с самого стола. Настольная пила и фрезерный стол сейчас хранятся на верстаке, потому что я еще не сделал для них подставки, но когда я это сделаю, сам верстак можно будет использовать как разгрузочный стол.
Хорошие верстаки могут стоить больших денег, но Kreg Tool производит прочные и прочные верстаки самых разных размеров по отличной цене. Этот имеет размеры 28 x 64 дюйма и установлен на фиксирующих роликах, которые плавно и легко катятся. Вы получаете рельсы и оборудование, а затем добавляете верхнюю часть и полку. Я решил покрыть свою фанерой 3/4″, прикрепленной к другой раме 3/4″ и обрамленной ореховым деревом. Он отделан полиуретаном тройной толщины Varathane.
4. Думайте о выделенных рабочих станциях, когда это возможно
Чем бы вы ни занимались, думайте о том, как вы работаете, и соответствующим образом настраивайте рабочие станции.
Я должен выделить эту потрясающую мобильную подставку под углом, сделанную по чертежам Брэда из Fix This Build That. С поднятыми крыльями он может вместить внушительный груз дров, а с опущенными складывается в небольшое пространство. Принимая во внимание рекомендацию Брэда, я добавлю переключатель, который будет включать пылесос, когда пила работает, и работать на несколько секунд после того, как пила остановится, чтобы убрать опилки.
Я возглавил стенд с системой Precision Trak and Stop от Kreg Tool, о которой я не могу сказать достаточно. Система позволяет мне делать повторные разрезы с идеальной точностью.
5. Лучший инструмент тот, который у вас есть
Это, пожалуй, самый важный момент.