Содержание
Как построить лодку своими руками
Что отличает заядлого рыбака от простого любителя? Не только наличие годового запаса крючков, три удочки да набор червей. У настоящего рыбака должна быть лодка! Да-да именно она! Можно купить лодку в магазине: резиновая стоит не дорого, но доверия не внушает, жестяная, же, заводского производства, обойдется совсем недёшево, хотя с чем это связано, мне не ясно. Но есть и хорошая новость, оказывается, построить лодку своими руками – это совсем не сложно, необходимо лишь наличие хорошего материала под руками и много старания.
Самое важное, что необходимо уяснить перед началом строительства лодки, все ваши субъективные представления о том, что такое лодка, какой высоты должны быть борта – отбросьте напрочь. Несоответствие конструктива элементарным правилам её строительства, отход от чертежей — может привести к трагическим последствиям, лодка будет имеет все шансы перевернуться, набрать воды или вовсе утонуть.
Начало строительства лодки
Итак, с чего бы начать. Прежде всего, необходимо определиться с материалом, из которого будет строиться лодка своими руками, будет это фанера или же доска. На мой взгляд, даже лучше фанера, так как она идет цельным куском. А это значит, меньше нужно будет думать о герметизации корпуса.
Вырезание основных деталей
После того, как сделан выбор в пользу фанеры, можно приступать к вырезанию. Схемы, по которым вырезается конструкция, без труда находятся в интернете. Единой схемы нет, они индивидуальны — хотите Вы большую лодку или маленькую, с плоским днищем или нет и т.д. Конечно, самым правильным вариантом будет заказать уже готовый чертеж именно в соответствии с вашими требованиями. При таком подходе сводится к минимуму возможность образования различного рода ошибок в чертежах.
Сборка корпуса лодки
Как только Вы вырезали основные части, днище, борта, задний борт, можно приступать к сборке, склейке между собой. Тут уж необходимо принимать комплексные меры, для создания максимально прочного корпуса лодки. В одиночку Вам ни за что не справиться, необходимо как минимум 2-3 человека. «Гнуть» борта лучше всего вдвоем, а третий человек в это время будет их закреплять на саморезы, либо же на гвозди. После установки элементов на свои места, необходимо надежно проклеить собранный корпус профессиональным водостойким клеем.
Когда Вам удастся собрать корпус, можно приступать к изготовлению шпангоутов – это такой элемент, который придает жесткость корпусу лодки и позволяет сохранять правильную геометрию. Шпангоуты также необходимо вырезать по чертежу. Сказать навскидку, какими они должны быть по размеру – безусловно, нельзя.
Не забудьте сделать пропилы под стингеры – направляющие, что будут идти перпендикулярно шпангоутам и так же влиять на жесткость конструкции.
Кстати, пока будет сохнуть корпус конструкции, нужно будет установить временные рейки – распорки в верхней части бортов. Это необходимо для того, чтобы в процессе высыхания создалась правильная геометрия корпуса. Если где-то что-то немного отклонилось от нормы – не беда, шпангоуты это исправят.
Когда конструкция собрана, необходимо сделать галтели по всем швам. Приклеивать их лучше всего смесью из эпоксидной смолы и аэросила. Как показывает практика, это наиболее удачная и крепкая смесь, что можно применять для склейки деталей лодки. Только вот Вам маленькая хитрость: перед тем, как смешивать эпоксидку и аэросил, найдите где-нибудь старый миксер, или засуньте специальную «мешалку» в дрель, иначе смешивать эти два состава Вы будете не меньше, чем полчаса.
Ну и наконец, все швы необходимо ещё проклеить стеклотканью. Процесс так же не особо сложный, нужно тщательно «промочить» стеклоткань эпоксидной смолой, и приложить эту смесь ровным слоем на шов. Такая операция придаст дополнительную герметичность и прочность корпусу лодки, больше не нужно будет бояться, что днище может отвалиться или дать течь.
Теперь можно установить на место все шпангоуты и стингеры. Если всё было рассчитано верно, то проблем с установкой возникнуть не должно.
Устанавливая на свое место детали конструкции, всегда работайте очень скрупулёзно и тщательно. Пусть на это придется потратить много времени, но оно того стоит, ведь неправильно установленный шпангоут – и всё, прощай ровный борт, а в месте с ним и геометрия, и устойчивость.
Ну а дальше, если все работы были выполнены верно, начинается процесс обработки, ошкуривания, установки дополнительного оборудования (сидений), ящичков, и т.д. Происходит установка пола на лодку, покраска днища, лакирование – последнее, кстати, очень нужная вещ, без него она особо долго не проживет, либо дерево будет рассыхаться, расклеиваться, либо просто начнет гнить. Да и смотрится нелакированная конструкция уж слишком прозаично.
Я постарался охватить все самые важные моменты в строительстве лодки. К сожалению, рассмотреть процесс более подробно не представляется возможным вследствие того, что неясно, какой именно план строительства будет у Вас.
Уважаемые читатели, комментируйте статью, задавайте вопросы, подписывайтесь на новые публикации — нам интересно ваше мнение 🙂
С.
Ветров Пионерская судоверфь
С. Ветров Пионерская судоверфь
С. Ветров
Пионерская судоверфь
Файл с книжной полки Несененко Алексея
OCR: Несененко Алексей февраль 2004
КАК ВЫБИРАЛИ МАТЕРИАЛ
Постепенно в мастерской стали накапливаться всевозможные доски,
рейки и бруски, которые Жорес Иванович умудрялся доставать у столяров
жилконторы, выбирать из отходов на ближайшей стройке, закупать в
магазинах строительных материалов.
— Для постройки хорошей лодки годится не всякое дерево, —
приговаривал он, перебирая доски. — Вот береза: она совершенно
непригодна, потому что легко впитывает влагу, быстро загнивает.
А вот это — сосна. Посмотрите, какая легкая и красивая у нее
древесина, каждый слой видно! Из нее можно делать любую часть корпуса;
она легко обрабатывается рубанком и стамеской. Лучше выбирать доски с
желтоватым оттенком, с прямыми и мелкими слоями, без сердцевины и
сучков.
Это — ель. Ее древесина белее, чем у сосны, в ней больше сучков.
Это тоже проверенный столетиями судостроительный материал. Хороша ель
для наружной обшивки, так как обладает высокой водостойкостью. Из ели
нередко изготовляют мачты, гики и другие детали. Только следует
помнить, что еловая доска может легко расколоться, если,
например, в нее забивать гвозди, предварительно не просверлив под них
отверстия. Сосна и ель — породы хвойные, так же, как лиственнница и кедр.
Рейки и доски из этих пород дерева также применяют для постройки лодок.
Среди лиственных пород судостроителями ценится дуб, обладающий
прочностью и твердостью, хорошо сохраняющийся в воде. Строгать и
обрабатывать ста мескои детали из дуба нелегко, но стоит потрудиться,
если хочешь, чтобы лодка служила дольше и была прочной! Особенно
красивы детали из дуба, покрытые лаком. Наверное, дома у кого-нибудь
из вас есть мебель, покрытая дубовым шпоном? На лодках часто
используют дуб для деталей украшающих судно, — наружных буртиков,
разного рода накладных планок, а также для изготовления румпелей,
крышек люков и т. п. Не обойтись без дуба и в тех случаях, когда в
деталь нужно поставить много крепежных деталей — гвоздей и шурупов, а
сама она имеет небольшое сечение. Например, дуб идет на изготовление
штевней, транца, гнутых шпангоутов и т. п.
Раньше целиком из дуба строили даже самые большие корабли.
Прочность и долговечность дубовых корпусов поразительна. Вы, наверное,
слыхали, что лет двадцать назад со дна Стокгольмской бухты удалось
поднять 64 — пушечный фрегат «Ваза», затонувший здесь, кстати сказать
— от потери остойчивости при шквале, в августе 1628 г.! Пролежавший на
дне 333 года дубовый корпус сохранился так хорошо, что корабль
превратили в музей. Да что там триста лет! В Центральном военно-
морском музее в Ленинграде вы можете увидеть выдолбленный из дубового
ствола челн, который раз в десять «старше»! Вот что такое дуб.
Из других лиственных пород в судостроении используют вяз и ясень;
их древесина имеет такую же прочность, как и древесина дуба. На верфях
спортивного судостроения применяют легкую и очень красивую древесину
красного дерева — мэхогони, привозимую из Африки и Южной Америки. С
обшивкой из красного дерева строят яхты высшего качества, причем их
надводную часть обычно не окрашивают, а только покрывают лаком.
Древесина мэхогони коричневато — красного или бурого цвета; она почти
не намокает, очень устойчива против гниения, почти не коробится и не
растрескивается.
Но отобрать доски из нужных пород древесины — это полдела. Важно
еще, чтобы сама древесина была высокого качества, не имела пороков и
повреждений. Совершенно непригодны доски даже с небольшой гнилью: на
лодке гниль быстро развивается и переходит на прилегающие детали.
Доски с синевой тоже не годятся: такая древесина уже не прочна. Нельзя
применять доски с косым по отношению к ее кромкам расположением
волокон — детали, вырезанные из таких досок, легко раскалываются.
Наиболее распространенным пороком древесины являются сучки. При
заготовке деталей сучковатые участки досок необходимо вырезать в
отходы. В крайнем случае в заведомо неответственных сечениях детали
можно допустить небольшое количество мелких сучков, но при этом надо
следить, чтобы не попадались загнившие и «табачные» сучки.
Нельзя применять для изготовления деталей корпуса доски с
трещинами.
Важно, чтобы доски и рейки были хорошо просушены, но в то же время
и не оказались пересушенными. На верфях влажность древесины
определяют, взвешивая специальные образцы на точных весах: если
влажность находится в пределах 12 — 18%, материал считается годным.
Нам придется использовать методы попроще. Например, пробу
химическим карандашом. Проводим по свежестроганной поверхности: если
черта изменяет серый цвет на «чернильный», значит древесина слишком
влажная. Возьмите в руки только что снятую стружку. Если она ломается
легко, — материал пересушен. Наоборот, сырая стружка обладает
гибкостью, ее влажность ощущается даже наощупь.
Можно считать, что в нашей мастерской доски, принесенные с улицы,
высохнут дней за десять. Чтобы при сушке доски не покоробило, их нужно
аккуратно укладывать в штабель с прокладками из брусков.
Чем брусок отличается от рейки? Если ширина рейки меньше двух ее
толщин, лучше называть ее бруском. Например, брусками будут
пиломатериалы с близким к квадрату поперечным сечением: 30X40, 20X30 и
т. п.
Теперь о выборе досок и брусков. Если бревно, которое разделывали
на доски, было сырым, то при сушке размеры поперечного сечения
пиломатериалов, отдающих влагу, сильно изменяются. Вдоль волокон
величина усушки — укорочения — практически незаметна: скажем, на 6 —
метровой доске это будет не более 3 см. В радиальном направлении (по
радиусу от центра — сердцевины) ширина доски уменьшится гораздо больше
— на 3 — 5%, а в тангенциальном (по касательным линиям к годичным
слоям) еще больше — до 10%.
Доски, выпиленные из близко лежащих к коре частей бревна, при сушке
коробятся особенно сильно. Такая доска при неизбежном изменении ее
влажности в корпусе лодки сразу же начнет «дышать», будет портить
внешний вид лодки, может даже сорвать крепеж; во всяком случае, лодка
наверняка будет протекать. Поэтому всегда стараются выбирать доски из
частей бревна, расположенных ближе к сердцевине. Желательно, чтобы
годичные слои на торцевом срезе доски располагались по отношению к ее
пласти под углом не менее 60°.
Разделка бревна на доски и виды пиломатериалов. 1 — сердцевина; 2 — доски тангенциальной распиловки; 3 — доски радиальной распиловки; 4 — горбыль; 5 — заболонная часть; 6 — кора; 7 — так коробится брусок; 8 — обрезная доска; 9 — брус; 10 — рейка. |
Нам понадобится и фанера. Из нее будем делать наружную обшивку, а
также переборки, палубу, шверты, перья рулей и другие детали.
Существует несколько сортов водостойкой фанеры, наиболее пригодных
для применения при постройке корпусов лодок.
Авиационная пятислойная фанера марок БС-1, БП-1 и БПС — наиболее легка
и прочна. В ней слои шпона склеены бакелитовой пленкой или стойкой к действию
воды смолой.
Бакелизированная фанера марок БФС и БФВ обладает большим весом —
кусок такой фанеры тонет в воде. Поэтому, если особенно важен малый
вес («Оптимист», виндсерфер), такую фанеру лучше не применять. Зато
благодаря высокой водостойкости бакфанера незаменима для изготовления
швертов и рулей.
При условии обязательного защитного покрытия корпуса снаружи (лучше
всего — стеклотканью на эпоксидной смоле или текстильной тканью на
нитролаке) лодку можно обшить самой дешевой и доступной строительной
фанерой марок ФСФ или ФК. Но в этом случае лодку после каждого
плавания рекомендуется вынимать на берег и хранить, защищая от солнца
и дождя.
Хорошей водостойкостью обладает и декоративная фанера, применяемая
для отделки помещений. При обшивке ею лодок декоративную — окрашенную
сторону фанеры следует обращать внутрь корпуса. Окрашенный слой
удалить или закрасить новой краской довольно трудно; в местах
прилегания, к деталям набора этот слой все — таки придется
соскабливать рашпилем и шкуркой.
Как проверить водостойкость фанеры? Вырежьте из нее небольшой
кусок, положите на сутки в воду, а затем в течение часа проварите в
кипящей воде. Если после этого фанера не расслоилась, ее смело можно
пускать на обшивку. Правда, и в этом случае нужно отбирать листы с
минимальным количеством сучков и без каких — либо других дефектов
(местных отслоений, трещин и т. п.). Во всяком случае, лист той
стороной, что похуже, всегда ставится внутрь лодки.
— А как же быть, если мы вообще не достанем фанеры? — спросил кто —
то из ребят.
— Есть один выход. Такую маленькую лодку, как «Оптимист», можно
обшить водостойким картоном (оргалитом) толщиной 4 — 6 мм, а затем
оклеить тонкой тканью на краске или эпоксидной смоле. Конечно, такая
лодка уже не будет «классной» и к официальным гонкам ее, пожалуй, не
допустят, но ведь для нас это пока и не важно. Учиться ходить под
парусами можно и на картонной лодке!
Предыдущая глава | Главная | Следующая глава |
Простая деревянная игрушечная лодка своими руками: деревообработка для детей
Ищете игрушечную модель, которую ребенок может сделать, а затем подарить брату, сестре или другу? Или первый проект по деревообработке с папой? Вот наша идея, как сделать простую деревянную игрушечную лодку из обрезков дерева.
Этот пост содержит партнерские ссылки Amazon для вашего удобства.
Изготовление вещей в качестве подарков и для заработка — это обычное занятие в нашем доме, поэтому неудивительно, что случайная щедрость нашего сына развилась от спонтанного дарения предметов домашнего обихода, завернутых в кухонные полотенца, до предложения своих постоянно улучшающихся творений одному счастливчику. родитель или другой. Недавнее пополнение семьи младшим братом и сестрой не только дало ему еще одного получателя, но, кажется, убедило его в своих сравнительных способностях и ответственности, так что некоторые из его лучших работ теперь упакованы в коробки для отправки его воображаемым клиентам. (естественно – но во что играют чужие дети?). По мере того, как его уверенность росла, он стремился улучшить свои способности, и я (папа) недавно имел удовольствие его регулярно присутствовать в магазинах.
После того, как Ансельм все лето безостановочно играл с дрелью, недавно спросил меня , может ли он опробовать наш сверлильный станок. Моей автоматической реакцией было «нет», но, поразмыслив, это действительно казалось естественным прогрессом. Единственная проблема заключается в том, что сверлильные станки не используются для закручивания шурупов (в отличие от его дрели), и единственные полезные операции, которые я мог придумать, требовали острой насадки. Я решил, что он проявил достаточную ответственность, и я позволю ему попробовать под пристальным наблюдением.
После своего первого урока он провел вечер в столярной мастерской, превращая обрезки в груды стружек, пробуя каждый кусочек, который я считал достаточно безопасным. На следующий день, обнаружив, что его драгоценные обрезки дырявого дерева имеют некоторую игровую ценность, он вернулся с парой кукол и планом — он собирался сделать подарок для Фэй. Игрушечная лодка с моряками! Неудивительный выбор, учитывая, как он любит игрушечные лодки, которые мы для него сделали (лодку на воздушном шаре и байдарку).
Ему пришла в голову неплохая идея — большую часть этого он мог бы сделать сам. Пытаясь максимизировать его чувство выполненного долга, я попросил его нарисовать дизайн, и мы приступили к работе. Мы начали с короткого куска лома размером 2″X4″. Так получилось, что в центре была дыра, которую мы обработали. У нас было достаточно места для двоих, поэтому я сделал один одновременно, чтобы продемонстрировать, какой шаг должен быть следующим.
Если вы хотите попробовать то же самое, вам понадобятся:
- около 6 дюймов 2″x4″ на лодку
- дюбель около 8 дюймов или прямой прутик
- водостойкий клей
- войлок или другой материал для паруса
- дрель или сверлильный станок и несколько насадок – отверстия диаметром 7/8 дюйма лучше всего подходят для большинства кукол-колышек; 3/8″ — хороший размер для мачты
- пила
- лак для шпата или чистое тунговое масло
- куклы-прищепки
.
Для продолжения:
- Отметьте примерно 6 дюймов доски, отметьте отверстие для мачты (в соответствии с дюбелем или веткой, которую вы будете использовать для мачты) в центре и отверстия для кукол-колышек или других фигурок, чтобы сидеть в, вперед и назад.
- Просверлите отверстия. 7/8-дюймовые отверстия лучше всего подходят для кукол-колышек; 3/8″ — хороший размер для мачты. Установите ограничитель глубины или переместите стол сверлильного станка вниз, чтобы сверла не могли просверлить древесину насквозь.
- Отрежьте доску по длине. Ребенок постарше может хорошо обращаться с пилой, но я сделал это для Бадстера. Вы можете использовать ленточнопильный станок, циркулярную пилу или электролобзик, чтобы вырезать форму лодки. Если вам нужен простой вид плота, ручная пила справится с этой задачей.
- Отпилите дюбель по длине и приклейте его на место.
- Отшлифуйте любые шероховатые поверхности.
- Смажьте или покройте лаком древесину, если хотите, чтобы взвесить токсичность против склонности вашего ребенка жевать игрушки. Лак для шпата — лучшая защита от влаги, но мы любим чистое тунговое масло для игрушек, потому что оно пищевое, нетоксичное и при этом обеспечивает достаточную защиту.
- Вырежьте прямоугольный треугольник из фетра для изготовления паруса.
- Оберните парус вокруг мачты и прикрепите его с помощью клеевого пистолета.
Этого достаточно для простой прямоугольной лодки, но есть много возможностей для усовершенствования, с которыми может справиться взрослый или ребенок старшего возраста. Например, я вырезал изогнутые борта на своей лодке и добавил небольшой винт сзади (для которого Ансельм любезно просверлил отверстия). Некоторые другие идеи заключаются в том, чтобы добавить больше мачт или выхлопных труб, поставить каюту на палубу, покрасить ее или прикрепить тягу спереди. Если вы думаете, что было бы интересно сделать лодку, которая движется сама по себе, обязательно ознакомьтесь с нашими предыдущими уроками по лодкам с воздушными шарами и лодкам с эластичной лентой!
Пока Фэй врастает в лодки, Ансельм следит за тем, чтобы они получали достаточно игр. На днях мы пошли на пруд, и Ансельм взял с собой лодки, чтобы испытать их в настоящей воде. Он беспокоился, что они слишком далеко уйдут в воду, так что в следующий раз мы обязательно посадим их на веревку.
Только сегодня он сказал, что хочет сделать для своего кузена. Кажется, у нас запланированы подарки.
Будьте в курсе новых проектов от Adventure in a Box с подпиской на наши страницы и страницы в Instagram, Facebook и Pinterest!
Судостроение
Артикул
Поделись этим:
Поделись этим:
Несколько лет назад бодрым майским утром я запрыгнул в маленькую деревянную лодку в Спрус-Хед и привез ее в Тенантс-Харбор. Я купил скиф для своих детей, но когда я взял его с собой тем утром, я сам полюбил скиф — он хорошо справился с небольшим кусочком отбивной, и его линии, которыми я восхищался с самого начала. Я закрепил лодку и направился вверх по трапу, где встретил нашего управляющего пристанью. — У вас есть этот скиф в Спрус-Хед? Я кивнул. — Это катер Касса, — сказал он с восхищением в голосе. Я слышал о Питере Кассе раньше, я знал, что он построил Sea Wife , потрясающая 42-футовая рыбацкая лодка, принадлежащая Джону Триппу. Касс строил только деревянные лодки, по одной, в маленькой мастерской в Южном Бристоле. Для многих рыбаков привлекательность деревянной лодки заключалась в комфорте: деревянные лодки более снисходительны; на деревянной лодке все мягче. Если вы проводите долгие дни в снаряжении для буксировки воды, этот комфорт приносит свои плоды.
Однажды поздним осенним днем мне довелось зайти в магазин Питера Касса. Мне потребовалось несколько попыток, чтобы найти магазин. Несмотря на все его почитание, лодочный магазин Касса спрятан за небольшой вывеской, чтобы направить посетителя к нему — в конце неописуемой дороги (Богатая бухта) с небольшой вывеской, на которой написано просто «лодочный магазин».
Первое, что я ощутила, когда вошла, был запах дерева. Никакого резкого запаха смолы или стекла, характерного для большинства судостроительных мастерских. В тот день, когда я был там, они пропаривали кедровые доски и укладывали их на дубовые рамы для 44-футовой рыбацкой лодки, которая направлялась в гавань Канди. Доски по одной выходили из парового ящика (буквально длинного прямоугольного ящика, в который помещались доски) и переносились через один залив в другой, где стояла лодка. Это был Касс и еще трое или четверо парней, большинство из которых уже давно с ним. Слово, которое сразу же пришло мне на ум, когда я наблюдал за процессом, было: мастерство.
«Обычно мы строим 1-2 лодки в год, — сказал мне Касс. «Многие ребята приходят и строят вместе с нами; это часть удовольствия». Это был человек, который явно наслаждался своим ремеслом. Касс несколько лет работал в небольшой мастерской по строительству деревянных лодок в Раунд-Понд, штат Мэн. Небольшой размер понравился ему, и он решился на самостоятельное. Это было в 1983 году. Он начал ремонтировать, хранить и строить небольшие скифы (18’ West Pointers). Его первая лодка с внутренним бортом была прогулочным судном в 1919 году.84; а в 1986 году он построил свою первую коммерческую рыбацкую лодку, 42-футовую лодку под названием Sharon Roseanne, для парня из Портсмута. Лодка до сих пор ловит рыбу и принадлежит сыну того парня, который заказал ее. Я подумал о Sea Wife, эта лодка тоже передавалась от отца к сыну: Джимми Трипп ввел ее в строй в 1995 году, по всем признакам ловил ее изо всех сил и передал своему сыну Джону, который привел ее для повторной эксплуатации. Затем Джимми приказал Кассу построить новую лодку Outer Fall длиной 47 футов. По словам Касса, и отец, и сын потратили немало времени, помогая со строительством и вводом в эксплуатацию. «Джон был очень удобен, — вспоминал Касс.
Когда несколько лет назад я привел свою лодку к нашей пристани, Джон заметил это одним из первых. — Если когда-нибудь захочешь продать этот скиф, дай мне знать. Каждую весну он спрашивал, не хочу ли я продать свою лодку Kass. Я думал об этом, мои дети выращивали ялик, у меня было много маленьких лодок (настоящий флот), может быть, я должен отпустить ее. Слушая, как Касс рассказывает историю Джона и Джимми, время, которое они оба провели в его мастерской и переоборудовали свои лодки, постоянное предложение Джона на мою лодку Касса приобрело другой контекст.
Самым большим изменением, которое Касс увидел за десятилетия своего судостроения, была та же самая тенденция, которую видели все – более крупные лодки, предназначенные для плавания дальше от берега. Большинство его лодок остаются прямо здесь, в штате Мэн, но одна была построена для австралийца, одна в Мичигане, одна в Калифорнии и одна, которая «отправилась в Сан-Франциско, а затем вернулась в Стонингтон (Мэн)», — Касс. отразил с кривой ухмылкой.
Когда я выезжал в тот вечер, меня поразило, что все в магазине Касса было тем, что искали люди, приезжая в Мэн.