Содержание
Фото-отчёт о изготовлении лодки из фанеры
Навигация — Главная → Охота и рыбалка →
Для постройки лодки использовалось:
Два листа фанеры толщиной 4мм
3кг эпоксидной смолы с отвердителем
18 м сосновой рейки
6 метров квадратных стеклоткани
Пропитка, морилка, лак, краска и другие мелочи
Особо сложного проекта лодки как такового не было, вся информация по выкройке деталей была найдена в интернете. Началось все с скейки двух листов фанеры стык в стык. На тот момент не было стеклоткани и два листа были склеены только на эпокидную смолу, снизу была проложена полоска из такой-же фанеры. Стык прижат тем что потяжелее, старыми аккумуляторами.
>
После того как смола застыла начался раскрой листа. Клеил на обыкновенную смолу купленную а магазине из коробочек (ЭДП). С краёв фанеры расчерчены борта. Край фанеры низ борта, для того чтобы пришить к дну без зазоров отметил высоту кормы, носа, середины борта, приложил к трём точкам реечку и обвёл карандашом. По низу отметил угол атаки носа и кормы.Получившиеся детали скрепил по носу и корме пластмассовыми стяжками, вставил рейку посередине. На оставшейся фанере, используя борта как шаблон было очерчено дно лодки.
>
Дно так-же было пришито на стяжки, для удобства пришивания лодка поднята на табуреты.
>
После сшивки всех деталей стыки были промазаны эпоксидной смолой, в которую в качестве загустителя была добавлена древесная пыль после распиливания фанеры. Так-же была вкленена рейка для формирования носа лодки.
>
После затвердения смолы все стяжки были срезаны, и все отверстия были снова промазаны эпоксидной смолой.
>
Лодка обрела свой вид и уже стала довольно прочной на ощупь, но это только начало.
>
Далее настал черёд приклеивания привальных брусьев из рейки, клей всё на тот же ЭДП. Струбцин понадобилось много, чтобы их не покупать сделаны самодельные струбцины из рейки.
>
Реечки по бокам легко гнуться, главное хорошо прижать на время схватывания смолы. Наклеены рейки с обеих сторон.
>
Дальше начались работы с вкклейкой лавочек и сборкой рундука (он же блок плавучести).
>
Все детали подгонялись по месту и так-же всё склеивалось на эпоксидную смолу
>
На этом этапе сама лодка практически готова, правда как оказалось лавочки высоковато сделаны, но это поправимо.
>
Следующий этап это работа со стеклотканью для придания прочности всей конструкции. Для этого было куплено 6 кв. метров стеклоткани, которая была отожжена на инфракрасной горелке.
>
Фото этапа обклейки лодки стеклотканью не делали, по-этому сразу готовый результат. Смола на время высыхания была обтянута пленкой, что не нужно было делать, но так посоветовали.
>
Изнутри лодка покрыта пропиткой-морилкой под тиковое дерево. Снаружи и изнутри по два слоя алкид-уретанового лака с ультрафиолетовой защитой так-как эпоксидка очень сильно портится на солнце.
>
>
Первые ходовые испытания лодки. Сидеть на высоких скамейках оказалось неудобно, поэтому сидел на подкладке 10 см на дне лодки.
>
Испытания показали что лодочка оказалась слишком вёрткая. Для более менее стабильной курсовой устойчивости пришлось отсаживаться чтобы загрузить корму, и решено было вклеить киль, сидеть на мной задуманной высоте на баночках не получится, подложил под зад кусок пенопласта, так и катаюсь пока. Киль сделан из реечек и обработал рубанком, покрытие эпоксидкой.
>
Весло так-же склеено из реечек
>
>
Для перемещения к водоёмам к которым не было возможности подъехать на бусике сделал съёмную, быстросборную тележку.
>
>
>
>
Сделать лодку из фанеры своими руками
- Самостоятельная сборка лодки из фанеры ⇩
- Размеры и чертежи ⇩
- Материалы для сооружения ⇩
- Сборка — подробная инструкция, поэтапная ⇩
- Делаем каркас для бортов ⇩
- Обшивка каркаса ⇩
- Затем обшиваем транец и дно лодки ⇩
- Стекловолокно ⇩
- Выбор клея ⇩
Каждый профессиональный рыбак или охотник просто обязан иметь в своём арсенале лодку. На данный момент рынок переполнен ассортиментом лодок различных моделей и модификаций на разный вкус и достаток.
В этой статье будет изложено подробное описание, как создать собственную лодку своими руками.
Самостоятельная сборка лодки из фанеры
Многие задаются вопросом, можно ли сделать качественное плавательное средство своими силами, сэкономить на этом и получить удовольствие от процесса изготовления.
Лодки, изготовленные в домашних условиях, имеют ряд неоспоримых преимуществ перед своими заводскими «братьями»:
- Масса изделия. При использовании фанеры значительно уменьшается вес, в сравнении с аналогичными деревянными или металлическими моделями.
- Использование цельных листов позволит создать идеальные формы, что обеспечит отличную устойчивость и обеспечит лёгкость спуска на воду.
- Минимальная конечная стоимость. Потратится, придётся только на расходные материалы, такие как фанера, доски и клей, лак. Стоит отметить, что многое можно найти в гараже у запасливого хозяина.
Рекомендуем подойти ответственно к выбору материалов для сборки конструкции они должны быть качественными, а фанера не иметь видимых повреждений, от этого зависит ваша безопасность и здоровье.
Люди, обладающие столярными навыками, потратят на эту работу полторы недели, при условии работы в свободное время или два полных дня.
Размеры и чертежи
Рассмотрим технические возможности будущей лодки подробнее.
Относительно плоское и зауженное дно с небольшим подъёмом в носовой и кормовой части. Высота носовой части борта 540 миллиметров, что в свою очередь больше чем у многих моторных лодок подобного класса.
Для того чтобы завышенный нос не мешал обзору, делается срез по длине носовой части на 100 миллиметров. Носовая часть сконструирована таким образом, чтобы облегчить посадку или высадку пассажиров, а так же загрузку.
Под носом и кормой предусмотрены специальные грузовые отсеки. Конструктивное исполнение предусматривает возможность применения вёсел и маломощных моторов до 8 лошадиных сил.
Установка более мощных моделей не рекомендуется, так как это значительно ухудшит ходовые характеристики без заметного выигрыша в скорости.
Данную модель можно смело назвать многофункциональной, так как она отлично подойдёт для охоты, рыбной ловли и просто хозяйственных нужд.
Имеется возможность установки навеса, в случае плохих погодных условий на специальную алюминиевую конструкцию для которой предусмотрены гнёзда в бортовой части лодки.
Наибольшая длинна в метрах 2.3. Ширина в метрах 1.34
Высота бортов:
- Носовая часть 54 сантиметров.
- Задняя часть 40 сантиметра.
- Высота кормы 45 сантиметров.
- Масса корпуса двадцать килограммов.
- Грузоподъёмность 180 килограммов.
Возможность установки подвесного мотора от двух до восьми лошадиных сил.
Предусмотрена возможность использования одной весельной пары.
Рисунок № 1:
- А) Вид на днище.
- Б) Вид сверху.
- В) Транец (заготовки)
Рисунок №2. Наружная обшивка (заготовка листов):
- А) Борт.
- Б) Скула.
- В) Днище.
Материалы для сооружения
Для строительства самодельной лодки понадобится некоторый опыт обращения со столярными инструментами.
Ниже приведён список инструментов, который понадобится:
- Шуруповёрт
- Ручная фрезеровочная машинка.
- Ручная шлифовальная машинка.
- Струбцины.
- Лобзик электрический.
Перечень материалов для сборки:
- Фанера водостойкая толщиной не менее 4 миллиметров и размерами 2.5 на 1.25 метра и полтора листа 6 миллиметров.
- Строганные доски толщиной от 25 миллиметров.
- Рейки деревянные.
- Гвозди латунные.
- Саморезы по дереву.
- Эпоксидная смола.
- Лак водостойкий.
- Стекловолокно.
- Брус 50 на 3400
- Брус 40 на 20 на 4000
Сборка — подробная инструкция, поэтапная
Делаем каркас для бортов
Сборку каркаса производят на верстаке, а оканчивают на земле. Укладываете на верстак киль, к одной стороне которого крепят ахтерштевень с заранее прикреплённым транцем, а к другой форштенвель.
Килевую часть с прикреплёнными шпангоутами и штевнями соединяют гвоздями.
Следует внимательно проверить на отсутствие перекосов и в случае если таковые есть, провести подгонку.
Произвести подгонку можно натянув бечёвку между штевнем и транцем. После того как убедились в том что оси совпадают можно окончательно закрепить.
Между всеми соединениями прокладывается тонкая ткань или бумага, пропитанная густой краской или смолой.
После того как штевни были закреплены можно приступить установке шпангоутов.
Под прямым углом на шпангоутах следует сделать вырез под киль. Для плотного и надёжного крепления шпангоута разрез под киль стоит сделать на 0. 5 миллиметра уже шпангоута.
Посадку следует проверить натянутой веревкой, которая должна совпадать с бимсами. Установив шпангоуты под углом 90 градусов по отношению к килю можно окончательно закрепить. После всех проделанных операций следует задать угол прогиба.
Для этой цели можно использовать брус круглой или прямоугольной формы, который временно закрепляют к концам киля с внутренней стороны, а между килем и брусом вставляют брус 11 сантиметров.
Для исключения боковых перекосов штевни и транец, а так же бимсы, скрепляются каким либо брусом.
Обшивка каркаса
Для более экономного расхода материала рекомендуем все листовые детали расчертить в уменьшенном размере на картоне и вырезать.
После этого начертит в тех же размерах форматы листов фанеры, заготовленные для обшивки и на эти листы примерять шаблоны для минимального количества отходов.
Контуры деталей натурального размера при разметке на фанере можно получить методом соединения точек найденных при откладывании заданных размеров от осей деталей с помощью длинной линейки или лекала.
Все детали выпиливаются лобзиком с мелкими зубьями с учётом запаса в 2 – 3 миллиметра. Для последующей стыковки листов потребуется добавить 70 миллиметров.
Перед склеиванием следует совместить оси склеиваемых деталей, с помощью нитки вбитой между досками на которые будет крепиться заготовка.
После затвердения клея, одинаковые части борта следует сбить между собой мелкими гвоздями и подогнать между собой рубанком.
Вдоль обеих кромок скул на расстоянии 12 миллиметров сверлятся отверстия диаметром 2 миллиметра с шагом 50 миллиметров для проволочных скреп, которыми будут соединяться впоследствии.
Крепить обшивку следует начинать с носа лодки, скрепляя медной проволокой, сквозь отверстия сделанными вдоль днища и борта. Скручивают проволоку с внешней стороны на два три оборота с небольшой слабиной.
Затем обшиваем транец и дно лодки
После того, как борта собраны, устанавливаются и временно закрепляются шаблоны А и Б на позициях показанных на развёртке чертежа обшивки.
Собрав днище по тому же принципу, которым пользовались при сборке бортов, следует установить транец лодки и закрепить его шурупами 3х18 на расстоянии 50 миллиметров с использованием клея.
Есть такая вероятность, что борта будут выступать в корму за транец, в таком случае следует подровнять рубанком кромки.
После того как проделаны все выше перечисленные операции следует окончательно закрутить все скрепки плоскогубцами и обжать всё с внутренней стороны.
Стекловолокно
Все щели и стыки полученной лодки следует проклеить стеклотканью, нарезанной в виде лент.
Первый слой должен быть шириной не менее 25 миллиметров, а последующие два слоя не менее 80 миллиметров, однако стоит учесть, что 2 и 3 слой должны располагаться со смещением в разные стороны от 10 до 15 миллиметров.
После того как стеклопластик окончательно затвердел, обрезайте выступающие концы проволочных скреп и проклейте стекловолокном с наружной стороны.
Днище следует прокрепить планками для увеличения его жёсткости и повышения срока службы. Делается это таким образом:
Приготовленные планки сверлятся под шурупы с шагом в 20 – 25 сантиметров. После этого заготовки раскладываются по местам и прикрепляют на шурупы, намечают карандашом и снимают.
Отмеченные места обрабатывают клеем и обратно прикручивают заготовки.
После того как клей засохнет шурупы можно выкрутить а отверстия забить специально подготовленными гвоздями вырезанными из дерева.
Все отверстия обшивки лодки после снятия вспомогательных приспособлений нужно зашпаклевать опилками или древесной мукой смешанной с эпоксидной смолой.
Наружную часть лодки рекомендуется обработать клеевой смесью и стеклотканью, возможно так же использовать для этой цели хлопчатобумажную ткань. Если использовать цветную ткань, то можно сэкономить на покраске.
Внутренняя часть корпуса обрабатывается горячей олифой. Для покраски днища и банок судна можно использовать обычную краску на масляной основе.
Выбор клея
Склеивающим материалом при строительстве лодок применяют:
- Смолы эпоксидные .
- Смолы винилэфирные.
- Смолы полиэфирные .
Рассмотрим подробнее выше перечисленные смолы:
- Смола эпоксидная – смело можно назвать универсальной смолой, используемой при производстве плавательных средств, нашла незаменимое применение в композитных конструкциях и ремонте судов. Данные смолы по показателям обеспечивают самое высокое качество клеевого шва.
- Смола винилэфирная – по своей сути является гибридным соединением. Повышенную прочность обеспечивают эпоксидные молекулы. Умеренная усадка при отвердении, а высокая прочность препятствует образованию трещин при застывании. Так же стоит отметить повышенную токсичность этого вида смолы и довольно высокую стоимость, в сравнении с другими видами.
- Смолы полиэфирные – смело можно назвать самым дешёвым видом смолы, используется при строительстве судов с применением пластика.
Основным достоинством, в сравнении с другими видами смол, является относительная дешевизна этого продукта. К недостаткам можно отнести только то, что применяется только для склеивания стеклопластика.
Данные виды смол используются для строительства лодок и яхт и применяются для пропитки изделий в процессе армирования пластиком.
Независимо от материала, впитываемость и адгезия, несомненно, являются ключевым моментом при изготовлении качественного судна.
16 Самодельные лодки из фанеры Чертежи, которые легко сделать своими руками
Самодельная лодка из фанеры — это не только экономия денег. Речь идет об использовании вашего мастерства для создания чего-то значимого, что вы будете использовать с гордостью и радостью и наслаждаться воспоминаниями, даже если продукт больше не с вами.
Если вы нашли свою новую страсть в плавании на лодке и рыбалке, вам обязательно захочется сделать хотя бы одну лодку для себя. А что может быть лучше, чем сделать лодку из фанеры своими руками?
Это просто, экономично, и с этими 16 фантастическими идеями и учебными пособиями по изготовлению лодок из фанеры своими руками их абсолютно легко следовать! Давай начнем!
Содержание
- 1. Сборка фанерной лодки, эпизод 1
- 2. Как построить фанерную лодку? – Учебник «Сделай сам» от экспертов
- 3. Лодка из одного листа фанеры – GardenFork
- 4. Как легко и просто построить лодку из фанеры
- 5. Сборка лодки из фанеры
- 6. Как построить лодку из фанеры
- 7. Как я сделал лодку из одного листа фанеры
- 8. Лодка из одного листа фанеры
- 9. Сборка лодки из фанеры – Часть 1
- 10. Как построить фанерную лодку?
- 11. Сборка лодки из фанеры – от начала до конца
- 12. Как построить лодку из фанеры !! Этап № 1 «Строительная форма»
- 13. Малахини, фанерная лодка, которую Эндрю строит в Тасмании.
- 14. Построение лодки из фанеры
- 15. Метод сборки лодки из стежков и клея — простой способ для начинающих сделать лодку из фанеры
- 16. Как построить лодку из фанеры своими руками // Часть 1
- Резюме
1. Сборка лодки из фанеры, серия 1
youtube.com/embed/voL1mXUgyOI?list=PLlxG2gjk1I6AvoICA2yi7IOjrau5KpCDP» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Джерри из World Boat Skiff показывает, как можно построить функциональную лодку из фанеры, в этой серии обучающих видеороликов.
Приготовьтесь, в общей сложности 26 эпизодов, за которыми следует тест-драйв лодки на воде. Вы определенно захотите просмотреть все эти видеоролики, прежде чем приступить к работе над проектом по строительству лодки. Вот планы лодки Джерри на случай, если вас заинтересует этот DIY.
2. Как построить фанерную лодку? – Учебник «Сделай сам» от экспертов
Если вы впервые планируете построить фанерную лодку, обязательно заранее изучите азбуку сборки фанерной лодки.
К счастью, Ride the Ducks of Seattle поможет вам! В этом блоге вы найдете всю информацию о том, как выбрать лучший фанерный материал, детали фанерной лодки и подробные рекомендации по строительству фанерной лодки.
С другой стороны, если вы предпочитаете план проекта, к сожалению, он недоступен в этом блоге.
Узнать подробности
3. Лодка из одного листа фанеры – GardenFork
Собери фанерную лодку из одного листа фанеры! В этом уроке от Gardenfork, вы узнаете, как сделать лодку из одного листа фанеры, предназначенную для плавательного бассейна или пруда. Поэтому, чтобы оставаться в безопасности, избегайте использования этой лодки в открытых и больших водоемах.
Если вас заинтересовал этот проект, ссылки на планы указаны в поле описания. Кроме того, если у вас есть больше фанеры, вы определенно можете сделать лодку немного длиннее, чем планировалось.
4.
Как легко и просто построить лодку из фанеры
Этот блог от ОСНОВЫ ЛОДОК ОНЛАЙН не только содержит подробные сведения о том, как построить лодку из фанеры, но и дает вам несколько дополнительных советов. это превратит вашу лодку DIY из хорошей в отличную.
Особенно если вы новичок в строительстве лодок своими руками, этот пост в блоге определенно будет вам полезен. Однако планы и размеры не приложены к этому сообщению в блоге, и вам придется изучить их, как только вы окончательно определитесь с типом фанерной лодки, которую хотите построить.
Узнать больше
5. Сборка лодки из фанеры Lapstrake
Хотя эта конструкция лодки по-прежнему является одной из самых простых, она может быть немного сложной по сравнению с лодками из однолистовой фанеры, особенно если вы нуб в деревообработке.
Кроме того, единственная информация, которую вы найдете в этом учебном пособии на Youtube, — это слайд-шоу с пошаговыми иллюстрациями процесса «сделай сам». Это означает, что в учебном пособии нет общих планов или размеров.
Кроме того, если вас интересует стоимость, ютубер упоминает, что этот проект обошелся ему примерно в 400 фунтов стерлингов.
6. Как построить фанерную лодку
Wikihow предполагает, что если вы серьезно относитесь к постройке фанерной лодки, вам обязательно следует инвестировать в качественные платные планы, доступные в Интернете, поскольку бесплатных предложений в основном полно. устаревшей информации. В основном полагайтесь на планы, распространяемые уважаемыми дизайнерами лодок.
Этот блог также посвящен важности использования расходных материалов морского класса. Это всего лишь несколько советов. Прочитайте весь этот пост от Wikihow , чтобы получить всю необходимую информацию о том, как построить фанерную лодку.
Узнать подробности
7. Как я сделал лодку из 1 листа фанеры
Вы новичок в деревообработке? Не волнуйтесь! Вот еще одно простое руководство по изготовлению лодки из одного листа фанеры своими руками. Эта забавная лодка, сделанная своими руками, станет для вас отличным проектом на выходные. Более того, если у вас есть дети, им понравится грести в бассейне.
Ютубер выполнил этот проект менее чем за 30 долларов и всего за пару часов. Все, что вам нужно, это фанера, силикон, шурупы и несколько инструментов для работы по дереву, и ваша забавная маленькая лодка готова!
8. Однолистовая фанерная лодка
Еще раз, вот отличное пошаговое руководство от Instructables по сборке однолистовой фанерной лодки. Все расходные материалы и размеры указаны в блоге.
Важное напоминание — не забудьте прочитать раздел «Улучшения», написанный в конце поста. Используйте как можно больше советов из этого раздела, чтобы построить лодку еще лучше, чем сам инструктор!
Узнать больше
9. Сборка фанерной лодки – часть 1
Youtuber построил 12-дюймовую лодку с V-образным дном, спроектированную Джеффом Спира. В плане предусмотрена мощность 9,9 л.с., что позволяет катеру без особых усилий садиться на самолет.
Если вы считаете, что можете повторить это своими руками, вот вторая часть этой серии видео. Для тех, кто заинтересован, планы легко доступны на веб-сайте, указанном в разделе описания.
10. Как построить фанерную лодку?
Знаете ли вы, какая фанера лучше всего подходит для строительства лодок? Знаете ли вы элементы деревянной лодки?
Знаете ли вы, на что следует обратить внимание, прежде чем начинать проект по строительству лодок? Если вы ответили на эти вопросы «Нет», этот блог обязателен к прочтению! Только освоив эти основы, вы сможете построить потрясающую и эффективную фанерную лодку.
Узнать больше
11. Сборка лодки из фанеры – от начала до конца
Если вы хотите построить лодку из фанеры, то это руководство для вас! Ютубер из HANDIY документирует, как он построил 11-футовую парусную лодку, в этом видео от начала до конца.
Видео может быть относительно длинным. Но поверьте нам, это действительно проницательно! Согласно описанию, предоставленному ютубером, общая стоимость проекта составляет около 800 долларов, а общее время изготовления — два месяца. В видео вы найдете все необходимые расходные материалы, размеры и инструменты.
12. Как построить лодку из фанеры !! Шаг № 1 «Создание формы»
Хотите собрать комплект Zip? Ютубер из ZIP KIT расскажет вам, как именно вы можете собрать его в этом уроке. В этой первой части ютубер собирает приспособление. Вы можете легко найти остальные видео проекта на его канале Youtube.
В этом наборе для самостоятельной сборки используется готовый к сборке лодочный комплект Глена Л. , который разработан на основе «Молнии» Глена Л. Витта 19.54 классический дизайн корпуса катера. Если интересно, ютубер оставил ссылку на заказ комплекта в разделе комментариев.
13. Малахини, фанерная лодка, построенная Эндрю в Тасмании.
Вот краткое руководство по сборке фанерной лодки длиной 15 и ½ футов, спроектированной Малахини, с шириной 6 и 1/2 футов. Если вы новичок в строительстве лодок, это, вероятно, не идеальный учебник для вас, так как блогер расплывчато описывает процесс с помощью картинок.
Однако, если вы достаточно уверены в себе, чтобы понять концепцию, это, безусловно, полезный учебник по фанерной лодке.
Узнать больше
14. Сборка фанерной лодки
Вот еще один урок по фанерной лодке от HANDIY. Лодка, построенная в этом уроке, разработана компанией Wave-Dancer Yachts. Вы можете найти все расходные материалы и их партнерские ссылки, перечисленные в поле описания.
В этой первой части серии по строительству лодок ютубер строит корпус. Если вы глубоко заинтересовались этим проектом, вот видео со всеми шагами.
15. Метод сборки лодок из стежков и клея — это простой способ изготовления лодки из фанеры для начинающих
Для начинающих лодочников метод сборки лодок из стежков и клея, вероятно, является одним из самых простых. В этом блоге Christine de Merchant, вы найдете ссылки на планы, расходные материалы и любую другую информацию, которая может вам понадобиться в процессе самостоятельного изготовления.
Прочтите этот пост целиком, чтобы построить для вас потрясающую лодку. Кажется, что все этапы проекта четко проработаны на этом сайте.
Узнать больше
16. Как построить фанерную лодку своими руками // Часть 1
youtube.com/embed/S6MLHDfHKkk?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>
Этот мастер-класс по изготовлению фанерной лодки своими руками от Тимми Черепахи просто потрясающий! Если вы не верите нашим словам, не стесняйтесь просмотреть раздел комментариев о том, какие замечательные отзывы получил этот учебник.
Одна из лучших частей этого руководства заключается в том, что все расходные материалы, размеры и инструменты перечислены в поле описания. Вам понравилось то, что Тимми сделал в этом проекте? Если да, вот часть 2, часть 3, часть 4 и часть 5 этого руководства.
Резюме
Когда дело доходит до постройки лодки, очень важно иметь на руках обновленный и четкий план. Кроме того, помните, что вы всегда можете увеличить или уменьшить план по своему желанию.
Этот список полон блестящих идей, от удобных для начинающих до сложных. Дайте нам знать, какая идея вам понравилась больше всего из этих 16 в разделе комментариев!
Судостроение из фанеры — Glen-L Boat Plans
Для большинства любителей фанера является предпочтительным материалом. Фанера — один из самых дешевых и простых строительных материалов, с которым среднестатистический мастер знаком и удобен. Фанера также, фунт за фунтом, прочнее стали. Из-за своей высокой прочности по отношению к весу фанерная конструкция дает лодку, которая намного легче и работает лучше, чем лодка из стекловолокна. При использовании с системой эпоксидной герметизации GLEN-L фанера долговечна и не требует особого ухода, как и любой другой материал. Никаких экзотических инструментов не требуется, и, за исключением, возможно, достаточного количества С-образных зажимов, фанерные лодки можно построить с помощью инструментов в обычной домашней мастерской. Лодки из фанеры часто строятся в школьных столярных мастерских или молодежными группами по индивидуальным или групповым проектам. Чтобы в полной мере использовать материал, наши планы и схемы детализируют упрощенные методы строительства, приспособленные к способностям любителя. Никаких сложных операций по дереву, таких как гибка паром, никогда не требуется, а система шаблонов GLEN-L делает ненужной сложную процедуру лофтинга.
Фанера используется в качестве «листового» материала в большинстве фанерных лодок, включая Stitch-N-Glue. Фанера также используется в «холодноформованном» строительстве и «многодиагональной» обшивке. На каждой странице проекта метод указан в разделе «Характеристики корпуса».
ЛИСТОВАЯ ФАНЕРА:
Это наиболее распространенный тип конструкции, используемый строителями домов. Фанера используется в панелях из одного или двух слоев. Это требует минимальной резки и подгонки и требует гораздо меньшего количества рам, чем большинство «традиционных» методов обшивки. Подробнее ознакомиться с этапами судостроения из фанеры можно в нашем иллюстрированном руководстве по листовой фанере с подписями.
ХОЛОДНАЯ ФОРМОВКА или МНОГОДИАГОНАЛЬНАЯ:
Этот метод используется для корпусов с круглым трюмом или корпусов сложной формы. Метод включает в себя нарезку фанеры на полосы (ширина варьируется в зависимости от изгиба) и укладку слоев под углом друг к другу, склеивание и скрепление. Эпоксидный клей является рекомендуемым клеем. Иллюстрированное руководство по многодиагональной обшивке.
Необычные ответы на некоторые распространенные вопросы от Кена Хэнкинсона, военно-морского архитектора:
Определенные вопросы о фанере и ее использовании в кораблестроении возникают снова и снова. Обычно они основаны на желании получить максимальную отдачу за наименьшие деньги, сэкономить время и усилия и обеспечить уровень качества, приемлемый для строителя. Заметьте, я не говорил, что ВСЕ строители хотят высочайшего качества, и это было задумано. Как и в случае с серийными лодками, высокое качество не всегда востребовано, необходимо и ожидаемо. Ведь не всем лодкам нужно прослужить так долго, чтобы они стали экспонатами в музеях.
В: Должна ли вся фанера, используемая для судостроения, быть водонепроницаемой?
A: В основном существует три сорта фанеры; Интерьер, экстерьер и морской. Типичное предположение состоит в том, что фанера, используемая в лодках, должна быть изготовлена с водостойким клеем. Тем не менее, общепринятым стандартом для такого клея является тот, связи которого выдерживают испытание на кипячение. Сколько лодок когда-либо подвергалось воздействию кипящей воды? Я не знаю ни одного.
Факт в том, что на протяжении многих поколений бесчисленное количество фанерных лодок успешно склеивалось с помощью недорогого порошково-водного клея из полимерной смолы (мочевиноформальдегидный продукт). И хотя этот клей обладает высокой водостойкостью, он не выдерживает испытания на кипячение и, таким образом, не считается полностью водонепроницаемым. Зато выдержит сотни последовательных циклов погружения в воду при комнатной температуре.
Дело в том, что фанера для внутренних работ не предназначена для наружного или морского использования, где такие панели могут подвергаться воздействию влаги, поскольку стандарты классификации допускают использование неводостойких клеев при их производстве. Однако означает ли это, что такая панель может выйти из строя при воздействии внешних или морских условий? Возможно, нет, если он собран с помощью водостойкого клея, такого как пластиковая смола. Но никто не узнает, использовался ли такой клей. Таким образом, я обычно советую НИКОГДА не использовать внутреннюю фанеру в лодке строго потому, что стандарты разрешают использование неводостойкого клея. Кроме того, это глупая практика. Для структурных элементов придерживайтесь панелей Exterior или Marine.
В: Когда следует использовать морскую фанеру?
A: Некоторые считают, что для обшивки корпуса следует использовать ТОЛЬКО морскую фанеру. Но я думаю, что это слишком жесткое правило. Важным качеством, отличающим марку Marine от панелей Exterior, является качество и прочность внутренних слоев и их конструкция (оба изготовлены с использованием водонепроницаемого клея, как указано выше). В панели Marine не должно быть крупных пустот и дефектов поверхности, а внутренние стыки шпона (если они есть) должны быть плотно пригнаны.
Тем не менее, использование морской фанеры, на мой взгляд, является наиболее важным, когда панели должны соответствовать довольно экстремальным изгибам (носовая часть большинства лодок, особенно днище), а также для лодок, построенных методом «стежка и клей». Еще один случай, когда настоятельно рекомендуется использовать фанеру Marine, — это лодки, предназначенные для высоких скоростей и / или тяжелых условий эксплуатации.
Вот некоторые рассуждения. Возможно, вы сможете сэкономить немного денег, используя фанеру для наружных работ для обшивки криволинейных участков. И опыт подсказывает мне, что после того, как такая панель была согнута на место, если она не сломается в процессе, она, вероятно, останется такой навсегда без происшествий.
Но проблема с панелями более низкого качества заключается в том, что вы не всегда можете увидеть пустоты. И если ваша панель сломается во время ее установки из-за скрытых пустот, вам придется заменить ее на другую, что сделает стоимость примерно сопоставимой с тем, что вы потратили бы на лучшую морскую панель в первую очередь. И нет никакой гарантии, что следующая панель не выйдет из строя.
Что касается конструкции «стежка-клей», то важно, чтобы панель для обшивки не содержала пустот, чтобы проволочные стяжки в местах стыков не выдергивались под натяжением, что может произойти при совмещении отверстий для швов с пустотой, которая внезапно возникает после того, как панель была обрезана по форме. С такими панелями также легче работать по тем же причинам, когда они используются для внутренних элементов и переборок на лодках, которые «сшивают и склеивают».
В: Когда я смогу обойтись фанерой для наружных работ?
A: Кроме того, что указано выше, я не против использования фанеры Exterior хорошего сорта (например, AB) для обшивки, и я никогда не слышал, чтобы лодка разваливалась из-за этого. Возможно, вам придется отремонтировать панель (например, заполнить пустоты), что может стать утомительным и не всегда успешным. Но в более плоских частях корпуса таких панелей будет достаточно для большинства лодок. Внешние панели (с устранением любых серьезных дефектов, если это возможно) обычно также можно без проблем использовать для большинства внутренних элементов по всей лодке для таких элементов, как транцы, косынки, переборки и т. д.
На самом деле, я не совсем против использования фанеры переменного тока более низкого качества для обшивки некоторых лодок. Если вы не знаете, панель переменного тока может иметь открытые и открытые дефекты на стороне C. Но так как лодка, вероятно, будет обшита стекловолокном, некоторые строители используют С-сторону снаружи и заполняют все дефекты смоляной шпаклевкой перед нанесением стекловолокна; они становятся невидимыми после окрашивания. На меньших, более простых, маломощных лодках без большой кривизны не вижу ничего плохого в такой практике, и опять же, не слышал, чтобы такая лодка со временем распадалась из-за этого.
В: Почему я должен покрывать свою фанерную лодку стекловолокном?
A: Обычно мы рекомендуем покрывать все фанерные лодки стекловолокном, независимо от их размера. Хотя некоторые жалуются на увеличение веса, в типичном применении он редко превышает одну-две унции на квадратный фут площади. Кроме того, даже легкие покрытия (скажем, ткань весом 4 унции) лучше, чем ничего.
Когда я говорю о покрытии снаружи фанерных лодок стекловолокном, я использую этот термин в общем; Вы можете использовать другие ткани, такие как Dynel или полипропилен, но, на мой взгляд, стекловолокно дает наилучшее сочетание цены, простоты нанесения, доступности и защиты. Какую бы ткань вы ни выбрали, причины для нанесения покрытия одни и те же; дополнительная стойкость к истиранию, повышенная долговечность, дополнительное усиление отделочных покрытий (особенно на стыках), снижение затрат на техническое обслуживание, улучшение внешнего вида и защита от утечек.
Таким образом, обшивки следует рассматривать в основном как косметические покрытия; их цель НЕ состоит в том, чтобы добавить силы. На самом деле, фанера намного жестче, чем стекловолокно. Прочность корпуса обеспечивается самой фанерной конструкцией корпуса, и при правильном проектировании и строительстве она должна оказаться более чем достаточной.
Glen-L поставляет эпоксидную смолу, ткань из стекловолокна и материалы для нанесения.
В: Что будет, если не обшить фанерную лодку стеклотканью?
A: Если он изготовлен из дугласовой пихты (достаточно прочный материал), на поверхности вскоре появятся трещины и волнистые поверхности, даже если они окрашены. Их будет очень трудно исправить, даже если лодку будут красить каждый сезон. Другие типы фанеры с более равномерным рисунком волокон будут в этом отношении лучше, но они все равно потребуют регулярного нанесения покрытия. А поскольку многие виды фанеры не такие прочные, как пихта, они легче повреждаются без обшивки.
Если вы абсолютно не хотите обшивать свою фанерную лодку, рассмотрите возможность использования панелей средней плотности (MDO). Они по-прежнему требуют обычного покрытия, но наложение предотвращает проверку поверхности и обеспечивает гладкую поверхность, готовую к покраске. Однако они стоят дороже и могут быть недоступны.
В: Эпоксидные смолы звучат великолепно, но стоят слишком дорого. Могу ли я вместо этого использовать полиэстер для обшивки?
A: Много лет назад мы перестали предлагать полиэфирные смолы для обшивки просто потому, что больше не верили в их использование для этой цели. Мы считаем, что пока вы собираетесь напрягаться, вам следует использовать эпоксидные смолы, если это вообще возможно; они стоят дополнительных затрат. Основная причина в том, что они приклеиваются навсегда, и если вы используете эпоксидную систему для герметизации (что также настоятельно рекомендуется), они являются единственным выбором.
Тем не менее, если у вас ограниченный бюджет, полиэфиры приемлемы, если вы все сделаете правильно, но они не обладают настоящими клеящими свойствами. Результаты отделки в любом другом случае кажутся одинаковыми, но полиэфиры менее гибкие и упругие, поэтому со временем они легче трескаются. Когда это происходит, вода может просачиваться за обшивку и вызывать проблемы.
Что касается процесса герметизации, при котором все деревянные поверхности внутри и снаружи покрываются, то НЕ заменяйте эпоксидные смолы полиэфирами. Полиэфирные смолы просто не работают так же; они плохо прилипают и плохо наносятся, а из-за отсутствия эластичности легко трескаются, что может способствовать гниению из-за захваченной влаги.
См. эпоксидные смолы от Glen-L.
В: Эпоксидные клеи могут быть лучше, но у меня на них аллергия – что лучше для судостроения из фанеры?
A: Поскольку напряжения в фанерной лодке в конечном итоге передаются на соединения в корпусе, требуется твердый клей (например, а не гибкая мастика). В результате выбор клея невелик. До появления эпоксидных смол традиционными заменителями были пластиковая смола и резорцин. Последний на 100% водонепроницаем, в то время как пластиковая смола считается «высоко водостойкой». Но, как обсуждалось выше, клеи на основе пластиковых смол могут успешно работать в фанерных лодках для всех практических целей.
В настоящее время резорцин стоит дороже, чем эпоксидные смолы, и, на мой взгляд, не дает никаких преимуществ по сравнению с клеем на основе пластиковой смолы. В отличие от эпоксидных смол, оба требуют хорошо подогнанных соединений, определенных ограниченных температур, сильного зажимного давления и оставляют цветные линии клея. Поскольку клеи на основе пластиковых смол не окрашиваются и легко очищаются, смешиваются с водой и стоят в разы дешевле резорцина, я предпочитаю их вместо эпоксидных смол.
Единственная другая альтернатива, о которой я знаю и которую я использовал с хорошими результатами в прошлом, — это Aerolite, водостойкий продукт на основе мочевины и формальдегида от Ciba-Geigy, который иногда импортируется из Англии, но редко встречается. В нем используется смесь порошка и воды вместе со вторым жидким компонентом, он становится прозрачным и обладает некоторыми свойствами заполнения пробелов. Когда-то популярный среди сборщиков комплектов самолетов, он все еще может быть доступен у поставщиков в этой области.
Glen-L’s Poxy Grip — отличный клей для вашей лодки Glen-L.
В: Могу ли я увеличить толщину стекловолокна, чтобы обойтись более тонкой фанерой или компенсировать фанеру более низкого качества?
A: Я не знаю, как развился этот ход мыслей, но вопрос продолжает возникать. В первую очередь это связано с заблуждением, что фанера слабее и хуже стекловолокна. Имейте в виду, что хотя стекловолокно обладает высокой прочностью на растяжение, оно не очень жесткое. И наоборот, фанера на самом деле прочнее по весу как при растяжении, так и при сжатии. Более того, модуль упругости (жесткости) у фанеры на самом деле намного выше, чем у стекловолокна при той же толщине.
Кроме того, почему-то многие из тех, кто задает этот вопрос, думают, что стекловолокно легче и, таким образом, снижает вес. Этот миф быстро рассеивается, когда кусок каждого материала бросают в пруд с водой, и стекловолокно тонет, как камень, а фанера всплывает на поверхность.
Таким образом, простой ответ заключается в том, что если вы уменьшите толщину фанеры и компенсируете разницу ламинатом из стекловолокна, вы получите не только более гибкую панель, но и такую, которая будет весить намного больше. Это также значительно увеличит ваши затраты и усилия. И если этот вопрос задается, потому что более толстые панели недоступны, ответ заключается в использовании двойной толщины фанеры, а не в попытках компенсировать разницу стекловолокном.
В: Почему морская фанера такая дорогая?
A: Что касается отечественных панелей, моя первая реакция на этот вопрос заключается в том, что нам повезло, что у нас есть любая фанера Marine независимо от цены. Из общего количества фанеры, производимой в этой стране, менее 1/10 процента приходится на долю морского сорта. Экологические и экономические факторы в сочетании с очень скромным спросом должны гарантировать еще более высокие цены в глазах производителей. А если учесть цену фанеры по сравнению с другими материалами, то это действительно выгодная сделка. По стоимости за квадратный фут многие распространенные материалы значительно дороже фанеры, например ковры и эластичные напольные покрытия. И из этого материала даже лодку не построишь.
Несмотря на то, что импортные фанерные панели Marine могут стоить в два раза дороже, чем отечественный продукт или даже больше (и нам снова повезло, что этот конкурент доступен независимо от цены), это все же разумная цена по сравнению с другими альтернативами.
По сравнению со всеми другими судостроительными материалами, которые может использовать любитель, только сталь дешевле листовой фанеры. А если учесть скорость и простоту, с которой можно построить фанерную лодку, большинство строителей по-прежнему выбирают этот материал.
В: Можно ли делать рамы из фанеры, а не из цельного бруса?
A: Это, как правило, плохая практика для каркасных фанерных лодок по нескольким причинам. Во-первых, основная причина использования цельного пиломатериала для каркасов заключается в том, что волокна ориентируются в том направлении, которое нам нужно для прочности. Если вместо этого для элементов рамы используется фанера, из-за чередующегося направления волокон слоев шпон не обладает прочностью в поперечном направлении волокон. Другими словами, фанерный каркас должен быть почти в два раза толще, чтобы иметь ту же прочность (см. рис. 1 ниже).
Во-вторых, продольные силовые элементы (например, кили, скулы, хомуты, ребра жесткости и т. д.), которые пересекают рамы, потребуют крепления в точках контакта. Если рамы изготовлены из фанеры, кромка рам в таких пересечениях будет плохо удерживать крепления, а если используются панели, отличные от морских, возможны пустоты в местах, где они наименее желательны.
В-третьих, попытки скосить или выровнять такие рамы, когда это необходимо, затруднительны из-за чередующейся зернистости на краях. Вместо этого наблюдается тенденция к расщеплению краев рамы.
С другой стороны, использование фанеры для соединения пиломатериалов рамы с помощью косынок, балок пола и т. п. превосходно, потому что чередование волокон в таких соединениях уменьшает расщепление, которое могло бы произойти, если бы использовались элементы из цельной древесины (см. рис. 2 ниже). ).
Рис. 1 – Из-за поперечного волокна фанеры каркас из фанеры будет хрупким и не таким прочным, как каркас из пиломатериалов той же толщины. Рис. 2 – Тем не менее, из-за поперечных волокон фанеры использование косынок, брусьев пола и аналогичных элементов для соединения элементов рамы из пиломатериалов в значительной степени предотвратит расщепление в таких соединениях.
В: Если рамы из фанеры делать нельзя, то как быть с ножками?
A: На самом деле стержни из фанеры, если они достаточно толстые (1-1/2″ — номинальный минимум), предпочтительнее цельных пиломатериалов на фанерной лодке. Причина в том, что фанерный стержень более стабилен по размеру из-за поперечного волокна. Такое уменьшение расширения и сжатия уменьшает любую тенденцию к перемещению или растрескиванию вдоль центральной линии, где соединяются половинки обшивки. Хотя можно утверждать, что фанерный стержень представляет собой кромку для крепления обшивки, на самом деле требуемые здесь фаски позволяют устанавливать крепления по диагонали к волокнам для надежного захвата, если они достаточно длинные (см. рис. 3А) . Приемлемой альтернативой является стержень, выполненный с сердцевиной из фанеры и массива дерева с обеих сторон (см. рис. 3B) .
РИС. 3 – Разрез фанерного стержня (A) показывает, что из-за необходимых скосов крепление к кромке практически исключено. Альтернативой является ствол с фанерным сердечником и массивной древесиной с обеих сторон (B).
В: Почему нельзя крепить обшивку из листовой фанеры к поперечным шпангоутам?
A: Правильно спроектированный корпус из фанерных досок максимально соответствует принципам монококовой конструкции или конструкции с «напряженной обшивкой». Лодки со сшивкой и склейкой, которые основаны на соединениях, склеенных клеем, армированных стекловолоконной лентой, часто демонстрируют полную приверженность этим принципам. Однако не каждый готов доверить свою судьбу только склеиванию уз; многие по-прежнему предпочитают дополнительную безопасность, которую могут обеспечить крепления и некоторый внутренний каркас. В конце концов, такая конструкция доказала свою прочность и долговечность на протяжении многих поколений, в то время как стежок и клей все еще новичок в этом блоке.
Но даже когда поперечные шпангоуты являются частью конструкции, именно фанерная обшивка воспринимает напряжения, которые в конечном итоге передаются на клеевые и/или скрепленные соединения по краям панелей. И если такие панели крепятся поперек волокон к рамам, могут возникать локальные напряжения, которые могут привести к выходу панели из строя. Как так?
Считать фанерную панель, изогнутую вокруг корпуса, аналогом гофрированного картона, нанесенного аналогичным образом с продольными гофрами. Мы можем приколоть или приколоть такую картонную панель по всему периметру, чтобы удерживать ее на месте. А что будет с картоном, если продырявить его кучей крепежных отверстий крест-накрест? При сгибании на месте он складывался и ломался о перфорацию.
То же самое может произойти и с листом фанеры. Размещение ряда креплений поперек волокна фанерных панелей может ослабить панель и создать аналогичное состояние, особенно когда панель также находится под напряжением из-за изгиба. Условия усугубляются на высокоскоростных моторных лодках, где нагрузки на панели значительно увеличиваются из-за ударных нагрузок при глиссировании.
Короче говоря, в то время как шпангоуты на фанерной лодке могут соприкасаться с обшивкой и склеиваться в таких точках, обычно такой контакт фактически не требуется, и на самом деле шпангоуты обычно могут быть освобождены от такого контакта без ущерба. На самом деле большую часть работы выполняют лонжероны, поэтому панели обшивки желательно крепить только к ним и на концах панелей, а НЕ к рамам между ними.
В: Как насчет использования фанеры для изготовления рулей, швертов и швертов парусных лодок?
A: Если используется панель морского класса, и она достаточно толстая (скажем, 1 дюйм или более), иногда допустима фанера. Тем не менее, я видел, как многие фанерные рули и кинжалы ломались во время использования, и опять же, проблема в том, что области поперечного волокна внутри панели имеют тенденцию быть слабыми и привести к разрушению. Моряки часто не осознают, какое усилие может быть приложено к сильно перевернутому рулю на маленькой парусной лодке или какое усилие прикладывает опрокинутый моряк, стоя на шверте, пытаясь выровнять маленькую лодку.
Еще одна трудность заключается в том, что рули и шверты должны быть обтекаемы до аэродинамической формы сечения, что не так просто сделать из фанеры. Таким образом, предпочтительнее массивная древесина, или вы можете использовать руль или кинжал с фанерным сердечником (1/2″ или более толщиной с твердым пиломатериалом, ламинированным с обеих сторон (см. рис. 4A и 4B) . Фанерные доски и рули должны быть инкапсулированы.
Рис. 4 – Разрез через руль парусника, обтекаемый до аэродинамического профиля под водой (A), трудно сделать из фанеры, предпочтительнее массивная древесина, но с фанерным сердечником а цельная древесина с каждой стороны приемлема и, возможно, предпочтительнее для больших рулей, где твердая древесина имеет тенденцию раскалываться и/или должна быть склеена из более узких частей (B) 9.0003
В: Можно ли использовать гвозди вместо шурупов для крепления фанерных настилов и настилов?
A: Как правило, для каркасных фанерных лодок, поскольку обшивочные панели переносят нагрузку на края панелей, шурупы обеспечивают лучшую удерживающую способность по сравнению с гвоздями, особенно когда панели испытывают напряжение изгиба. Гвозди в этой ситуации лишены рычага, присущего шурупам, чтобы поддерживать это натяжение, если клеевое соединение по какой-то причине разойдется (хотя и редкое явление).
И наоборот, в более плоских участках корпуса (особенно на небольших лодках или судах, не предназначенных для использования на высокой скорости или в бурной воде) и в средних частях панели допустимы гвозди, если они достаточно длинные и имеют достаточное сечение проволоки. В большинстве случаев панели палубы можно прибить гвоздями, хотя я все же предпочитаю шурупы по краям панелей в случае моторных лодок, поскольку палуба обычно является важной прочной мембраной.
Несмотря на то, что гвозди могут быть относительно недорогими, вам все же следует предварительно просверлить направляющие отверстия для всех размеров, кроме самых маленьких. Что касается закручивания шурупов, НЕ зенкуйте их головки ниже внешней облицовки листа фанеры; винт должен сжать все шпоны в панели (см. рис. 5A и 5B) .
РИС. 5 – «Правильный» способ (A) и «неправильный» способ (B) заворачивания шурупа, используемого для крепления фанерной обшивки. Все шпоны в панели должны быть сжаты.