Skip to content

Как сделать деревянную лодку своими руками из досок: Деревянная лодка своими руками

плюсы и минусы, материалы, конструкция лодок

Автор Admin Просмотров 489
Обновлено

Деревянная лодка, казалось бы уже давным давно забыта. Мы современные люди, живем в 21 веке и нам нужно все самое лучшее, и мы не хотим пользоваться “допотопным старьём”. А вот деревянные лодки и посей день не теряют своей актуальности, и имеют множество поклонников по всему миру.

Содержание

  1. Выбор лодки
  2. Надувные лодки
  3. Пластиковые лодки
  4. Досчатые лодки
  5. Фанерные лодки
  6. Металлические лодки
  7. Чем хороша деревянная лодка
  8. Деревянная лодка своими руками

Выбор лодки

На данный момент существует несколько видов материалов, из которых можно изготовить лодку, маломерное судно. Это – прорезиненная ткань, пластик, деревянная доска, фанера и металл.

Надувные лодки

Тканые, покрытые резиной или полимерным составом, не прочны и не надежны на воде. От неправильного хранения могут треснуть, особенно в сложенном виде на морозе. Их нужно постоянно латать и брать в путешествие клей, заплатки и прочие принадлежности для оказания “первой помощи” посреди озера. И чем дольше используется надувная лодка, тем опаснее ею пользоваться. К преимуществам надувных лодок можно отнести легкость и компакность для перевозки в багажнике любого авто, при условии, что у лодки нет жесткого днища.

Пластиковые лодки

Без всякого сомнения красивые и долговечные при правильной эксплуатации. Вид у них идеален, особенно снаружи. Единственное, о чем можно только догадываться – что у них внутри, за наружной оболочкой. Это может сказать только владелец лодки, сделавший пролом в корпусе, что, к сожалению, случается с пластиковой лодкой, т.к. этот материал хрупок на удар по определению, особенно при пониженной температуре. Повышенная температура в сочетании с солнечной радиацией вообще губит любой пластик рано или поздно, постепенно нарушая его первоначальные свойства.

Особенно сомнительно, если производитель неизвестный, китайский или около того. Пластиковые лодки довольно массивны. Можно наблюдать, как даже небольшую лодку такого типа, ленясь каждый раз грузить в прицеп или на багажник машины, таскают волоком по траве в лучшем случае, по песку – в худшем. И тут уже не до глянца.

Досчатые лодки

Менее долговечны, чем пластиковые, даже если их пытаться пропитывать любыми водоотталкивающими составами. Как бы ни склепывали, ни конопатили, ни склеивали две доски в лодке между собой, будет так, как в поговорке: “вода дырочку найдет”. Дело в том, что от малейшего перепада влажности древесина меняет свои линейные размеры, не вдоль, но поперек волокон, в поперечном сечении. Намоченная сухая доска добавит по ширине порядка 10 процентов. При таких условиях склеенные доски порвут любой клей, промнутся в любых заклепках, ведь давление при разбухании древесины достигает 100 атмосфер (100 кг/см2). А при усушке – дадут трещину соответствующих размеров, даже “по-живому”, не в месте склепки-склейки. Поэтому, не так давно это было, а может, и сейчас где-то, лодки, как бочки под капусту, замачивались в начале сезона, чтобы разбухли, и держались в таком положении всю “навигацию”. И тут вряд ли стоит напоминать, что происходит с древесиной в тепле и сырости.

Сделаем пометку, о чем упомянется ниже, что при всех недостатках, человек не смог создать материала, сколько-нибудь аналогичного по свойствам качественой древесине, не в виде стружек и опилок, из который теперь делают мебель, а в виде правильно распиленной доски, с минимумом перерезанных поперек волокон, минимумом дефектов, сучков, засмолков – этому материалу нет аналогов по легкости, прочности, эластичности материала на изгиб.

Фанерные лодки

Несомненно превосходят по прочности все пречисленные выше, в т.ч. досчатые. Речь идет только о свойствах водостойкой фанеры. Склейку лодок из фанеры и методы ее оставим без рассмотрения мастерам, которые ими владеют. Попробуйте чем-нибудь пробить хотя бы 3-мм фанерный лист. Даже не пробуйте. Множественное беспорядочное пересечение волокон древесины в слоях фанеры дает о себе знать. Чуть ниже расскажем, как мы стараемся этот эффект использовать. К сожалению, при всех удвоенных и утроенных прочностных свойствах древесины в фанере, в строительстве лодки добиться от нее невозможно главного, первостепенного – плавности, обтекаемости линий, изящества формы.

Сооружение получается угловатым, граненым, наподобие технологии “стэлс”, что для лодки крайне неуместно и неэстетично. А изогнуть фанеру в двух плоскостях невозможно, природу не обманешь. Из цельного прочного листа водостойкой фанеры не выгнешь даже элемент классической лодки, приходится резать и собирать лодку из кусков и полос. И встает вопрос: как прочно склеить-сопрячь два куска фанеры на ребре их стыка? Что бы вам ни говорили, это место будет подвержено трещине в дальнейшем – из-за динамических, ударных нагрузок хотя бы. Любые ухищрения дизайна фанерной лодки приведут только к измельчению граней “стэлса”. Но глаз человека имеет грандиозную разрешающую способность, тут уже не о мегапикселях речь. Уродливое судно различимо с расстояния 1 км.

Металлические лодки

Выполненные в основном их дюраллюминия, по прочностным характеристикам и износоустойчивости превосходят все перечисленные выше на много порядков. Встречаются даже лодки из нержавеющей стали. Но эти лодки тяжелы настолько, что хранятся они в основном на берегу, летом – приколотыми, зимой – перевернутыми. Просто невозможно каждый раз таскать такую махину к себе на участок, в гараж, эллинг. Хлопотно и тяжело, разве что покупать к лодке специальный прицеп, и уже всю эту конструкцию перемещать от дома до водоема.

В любом случае, помощников надо несколько человек. О каком удовольствии от водной прогулки говорить, требующей такой изнурительной работы? Впрочем, и современные надувные лодки-катера под одного человека, с мощным мотором в сборе, мучительно перемещаются таким же образом. В смысле дизайна мелаллические лодки ничем не отличны от фанерных, угловатость неизбежна. А еще любой рыбак знает, какие эти лодки шумные, грохоту на все озеро от любого неосторожного движения. Про движение тяжелой угловатой лодки на веслах даже упоминать не стоит.

Чем хороша деревянная лодка

Лодка из дерева используется в качестве транспортного средства рыболова с незапамятных времен. Первоначально люди научились делать лодки-долбленки из целого дерева, а позднее – из деревянных досок. Несмотря на то, что сейчас строится бесчисленное множество лодок из самых различных современных материалов, деревянная лодка часто используется рыболовами, так как имеет целый ряд преимуществ.

  • Во-первых, деревянная лодка достаточно прочна и надежна на плаву, так как дерево легче воды. Даже в случае опрокидывания деревянная лодка не утонет, а может спасти жизнь её хозяину.
  • Во-вторых, лодка из дерева сравнительно легка, что немаловажно при её транспортировке и при использовании на воде.
  • В-третьих, деревянная лодка в отличие от металлических и пластиковых практически «бесшумная», что очень важно, особенно при ловле осторожной рыбы.
  • В-четвертых, деревянная лодка изготавливается из экологически чистых материалов. Для строительства деревянных лодок обычно используется древесина хвойных, реже лиственных деревьев.
  • В-пятых, деревянная лодка может быть при определенных навыках работы с деревом и при наличии инструмента может быть построена любым желающим в домашних условиях.
  • В-шестых, лодка, изготовленная из дерева, значительно дешевле аналогичных по размерам металлических, пластиковых, резиновых или ПВХ лодок, особенно если она построена своими руками.
  • В-седьмых, в наше время легко устраним и главный недостаток деревянной лодки (подверженность гниению), при условии обработки деревянных конструкций современными материалами и покраске специальными высококачественными красками. Теперь деревянная лодка стала довольно долговечной. При правильном хранении и своевременном обслуживании она может прослужить долгие годы.
  • Лодка из дерева может быть использована как с веслами, так и с подвесным или стационарным мотором, а также с парусом. В зависимости от предназначения деревянная лодка может быть килевой или плоскодонной.

Деревянная лодка своими руками

До начала строительства лодки из дерева нужно заранее позаботиться о самых главных ее частях — бортах. Для этого отбираются длинные, широкие, не толстые, желательно без сучков доски сосны или ели. Они должны не менее одного года пролежать в сухом месте, на ровной поверхности с небольшим гнетом сверху во избежании их искривления.

Подготовленные доски еще раз осматриваем на предмет дефектов — трещин, выпадающих сучков и т.п. Затем отмеряем нужную длину (здесь, а также далее не будут приводиться конкретные размеры частей лодки, т.к. все это на ваше усмотрение) с небольшим запасом и опиливаем каждую из них под углом в 45гр — это будет носовая часть.

Далее их нужно прострогать, а с запиленных концов снять фаску таким образом, чтобы прижатые друг к другу доски в носовой части не имели зазора.
Эти участки, а в дальнейшем и все остальные, которые будут недоступны к покраске после сборки конструкции, пропитываем защитным слоем антисептика. После этого приступаем к изготовлению основы носа — треугольного бруска. Его длина должна превышать примерно в 1,5 раза ширину бортов лодки. Брусок также строгаем и покрываем защитным слоем. Далее нам необходимо подобрать подходящий кусок достаточно широкой доски (пятидесятка). Из нее выпиливаем задний борт нашей лодки из дерева. Не забудьте оставить сверху и снизу запас, потом после сборки все лишнее спилится.

Подготовив эти элементы приступаем непосредственно к сборке. Начинаем с носовой части, оба борта и треугольный брусок прочно соединяем саморезами или гвоздями. Выступающие части сверху и снизу спиливаем заподлицо с бортами. Далее готовимся к самому ответственному моменту — придание нужной формы лодке. Для этого подбираем, в зависимости от того какой ширины вы хотите видеть ее в будущем, распорку. Она должна быть именно такой высоты, как представлено на фото, иначе во время гибки доски могут лопнуть. Угол распорки также не следует делать слишком большим. Установив распорку, начинаем гнуть борта, тут понадобиться пара помощников или веревка. Изогнув до нужного расстояния, прикладываем «задник» и определяем где и сколько нужно снять фаску, чтобы борта примкнули к нему без зазоров. Так, понемногу снимая, подгоняем его, пока не добьемся нужного результата. Добившись его, приколачиваем борта и спиливаем выступающие части снизу, а сверху как вам хочется. Лучше делать в виде треугольника.

Затем приступаем к установке постоянных распорок и сидений. Их количество и расположение остается на ваше усмотрение. При закреплении их (да в общем-то и других местах) обязательно предварительно делайте маленьким сверлом отверстие, дабы избежать появления трещин. Завершаем очень важный первоначальный этап снятием фаски с нижней части бортов, распорок и нанесением на них защитного покрытия.

После того как пропитка и столярный клей высохнут можно приступать к изготовлению ее дна. Для этого нам понадобится гладкий оцинкованный лист. Желательно, чтобы его длина соответствовала длине судна. Правда подобрать такой не просто, дело в том, что строительные магазины торгуют в основном небольшими листами (1,2х2м, 1. 5х2), а от больших рулонов они отрезают очень не охотно. Если договориться не удастся, берите то, что есть. Дно можно сделать и из двух листов, просто получиться чуть по сложнее. Из купленной оцинковки вырезаем ножницами по металлу соответствующий размерам дна кусок. Чтобы было легче определить длину и ширину, лодку ставим на лист и обводим маркером, с небольшим запасом в 1,2-2см, на всякий случай.

Далее нам необходимо подготовить нижние части бортов. Наносим с помощью пистолета санитарный силиконовый герметик небольшим слоем в виде непрерывной извилистой нити. За тем прямо на него укладываем в два ряда специальный шнур. Все это в дальнейшем надежно защитит дно лодки от протекания. Если герметика нет, заменяем его обычной краской, если нет нити — кладем паклю. Завершив это, осторожно накладываем вырезанный кусок жести на лодку, выравниваем и начинаем его крепить.

Для закрепления можно использовать оцинкованные саморезы с прессшайбой или гвозди. В данном случае крепим проверенным годами методом — т. е. гвоздями (1,8х32). Начинаем работу с середины и движемся к краям. Работа монотонная и нудная, но торопиться не следует — торчащие гвозди не добавят красоты. Как часто нужно их колотить показано на фото. Те места, в которых жесть выступает за края более чем на 5мм, обрезаем. Оставшееся простукиваем молотком, загибая на борт.

Нос лодки нуждается в защите, его покрываем все той же жестью. Измеряем и вырезаем нужный кусок в виде прямоугольника. На ту часть бортов, которая закроется оцинковкой, предварительно пропитанной антисептиков (вообще, к этому времени лодку нужно хотя бы одним слоем покрыть пропиткой), наносим герметик с нитью. После этого прикладываем как показано на фото лист и приколачиваем его. Края жести не должны выходить за пределы носа-треугольника, иначе гвозди выйдут наружу. Сверху и снизу оцинковку укладываем друг на друга, обрезая лишнее и также крепим гвоздями. В результате получится отличный нос, только очень острый. Поэтому его кончик сминаем или обрезаем, чтобы потом не повредить об него болотники или рыболовные снасти.

Новая лодка на водоеме обязательно привлечет к себе внимание, чтобы как то обезопасить ее от посягательств или чтобы ее не унесло течением, делаем крепление для цепи в носовой части. Для это нам понадобиться длинный болт или шпилька. Сверлим отверстие в бортах ровно по диаметру шпильки, закрепив ее, отпиливаем лишне ножовкой по металлу.

Лодка практически готова. Покрываем ее дополнительно еще 2 слоями пропитки и оставляем на просушку в тени. Если есть желание, можно сразу позаботиться о защите дна лодки, покрыв его краской. Оцинковка с наружной стороны, контактирующая с водой, со временем разрушается без дополнительного покрытия. Чтобы по дну из жести было комфортно ходить и она не гремела, необходимо предусмотреть деревянный настил. Он может быть самой разнообразной конструкции. Например такой.

Вот теперь можно уверенно сказать, что лодка готова! Лодка с оцинкованным дном намного легче чем с деревянным, да и в процессе эксплуатации ее в дальнейшем будет легче готовить после зимовки к очередному сезону. По прочности она ни сколько не уступает другим. Например, у моей предыдущей старой лодки через 10лет использования сгнили борта, а дну хоть бы что. Да, и еще — не жалейте антисептика, именно его, а не краски, он значительно лучше противостоит разрушению дерева. Если в итоге у вас получится что-то подобное или даже лучше, можно вас поздравить с успешным делом.

Как сделать деревянную лодку из досок своими руками?

Содержание

  1. Как сделать лодку из дерева?
  2. Определение размеров лодки
  3. Подготовка материала
  4. Необходимые инструменты
  5. Лодка из дерева своими руками — пошаговая инструкция
  6. Начальный этап
  7. Изготовление дна
  8. Нос лодки
  9. Покраска
  10. Как изготовить весла?
  11. Тестирование лодки

Не каждый человек может позволить себе покупку лодки, так как это весьма затратное дело. Именно поэтому многие думают о том, как сделать лодку своими руками.

Соблюдая все правила, смастерить лодку весьма легко. Но следует помнить, что данный процесс требует большой внимательности и усидчивости.

Как сделать лодку из дерева?

При изготовлении лодки следует придерживать общих советов:

  1. Не нужно экономить и жалеть материалы. Процесс не терпит спешки, так как важно тщательно проходится по разным местам.
  2. Материалы стоит брать с запасом. Лишнее всегда можно убрать, отпилить, а вот если будет не хватать, то придется переделывать работу заново.
  3. Во избежание трещин стоит делать отверстия для гроздей и шурупов при помощи дрели.
  4. Не стоит брать дешевые материалы, чем качественнее будет лодка, тем длительнее она будет в строю.

Определение размеров лодки

Выбор размеров — один из основополагающих этапов. Габариты позволяют определить дальнейшую вместимость и вес плавательного средства.

Существует ряд рекомендованных размеров, желательно не сильно отклоняться от указанных цифр:

  • Длина конструкции. В основном она находится в пределах 2-4 метра. Для одного человека рекомендованная длина 1,7-2,6 метра. Для двоих размер увеличивают до трех метров. Для троих человек — около 4 метров.
  • Ширина. В среднем показатели находятся в пределе 1-1,5 метров. Чем больше будет ширина, тем устойчивее судно. Но большая ширина делает лодку менее поворотливой.
  • Высота борта. Рекомендуется высота 45-50 см. Этот показатель каждый выбирает, исходя из своих потребностей.

Отметим! Предварительно установленные габариты позволяют вытачивать все необходимые детали. Специалисты рекомендуют перед началом работы сделать чертеж, который позволит более наглядно рассчитать все значения и заниматься сборкой. На чертеж наносятся главные размеры, а также габариты для более мелких деталей.

Подготовка материала

Строительство лодки проходит в два этапа. Первый шаг — работа с раскроем фанерного листа. Чертеж переносится на заготовку. Это можно выполнить при помощи компьютера или плоттера.

Выкройка распечатывается в реальном масштабе. Ножницами следует вырезать лекало из картона. Изображение переводится по контуру, предварительно под него следует положить лист фанеры.

Второй способ предполагает расчертить выкройку параллельными линиями и перенести на заготовку, учитывая увеличение. Все детали следует выпиливать при помощи лобзика на столе или верстаке.

Необходимые инструменты

Перед выполнением работы, следует найти удобное и большое помещение, например, гараж.

Если лодка собирается зимой, то в помещении должно быть тепло, обязательно отсутствие большой влажности, иначе фанера будет гнить.

Для изготовления лодки своими руками необходимы следующие инструменты:

  • топор, молоток, лобзик, пила;
  • отвертка, стамеска, шурупы;
  • краска и кисточки;
  • шаблон;
  • рубанок;
  • калькулятор;
  • шпатель и шуруповерт;
  • степлер;
  • шпаклевка;
  • рулетка;
  • листы фанеры, брусья;
  • стеклоткань;
  • клей;
  • оцинковка;
  • уголки и пластины.

Лодка из дерева своими руками — пошаговая инструкция

Начальный этап

Во время предварительной подготовки следует нарезать бруски для боковых стенок лодки. Затем следует сформировать носовую часть и нижнюю.

Днище рекомендуют выполнять по технологии строительства кораблей, выполняя его округлой треугольной формы.

Изготовление дна

  1. Для изготовления дна используют оцинковку. Следует обвести маркером контур дна. Важно оставить место для запаса, примерно 2 см. Специальными ножницами для металла вырезают форму.
  2. Лодку переворачивают вверх дном, с бортов снимаются фаски. Края следует обработать антисептиком. Следует дождаться, пока пропитка просохнет.
  3. Низ бортовых частей обрабатывают силиконовым герметиком, сверху можно нанести специальные приспособления для защиты от протекания.
  4. Металлическую заготовку дна следует уложить и выровнять. Крепление проводят при помощи оцинкованных саморезов или гвоздей, продвигаясь от середины к краю.
  5. Лишний металл следует обрезать.

Нос лодки

  • Для начала следует взять доску необходимого размера и с носовой стороны отпилить край под углом 45. С запиленных краев снимается фаска, таким образом, чтобы при нажатии не образовывался зазор. Концы покрываются антисептиком.
  • Основу носа изготавливают при помощи треугольного бруска. В завершении работы его следует обработать антисептиком.
  • Следует собрать «нос» лодки, для этого два борта и брусок смазываются клеем и при помощи саморезов окончательно скрепляются.
  • Все лишние части следует спилить.

Покраска

Покраска является заключительным этапом производства лодки. Для этого используют водоотталкивающие краски. Перед нанесением краски, поверхность лодки тщательно осматривают на наличие царапин и трещин. Если присутствуют дефекты, их необходимо убрать при помощи шпаклевки.

Некоторые предпочитают обрабатывать весь корпус стеклотканью, а затем проводить окрашивание. Первый слой наносится грунтовка, а второй — краска.

Как изготовить весла?

Весла можно легко и быстро сделать своими руками. Единственный недостаток — недолговечность таких изделий и большой вес, около 2 кг.

Изготовление весла включает в себя такие технические операции:

  1. Необходимо взять несколько ровных досок сечением 20 х 30 мм. Также необходимо иметь под рукой эпоксидную смолу, стеклоткань, водостойкую фанеру и брусок из сосны.
  2. Из фанеры вырезается форма весла. Важно, чтобы материал был качественный, без сучков и дыр. Волокна фанеры направляются поперек весла. На фанеру наносится рисунок лопастей и вырезается при помощи лобзика. Лопасти следует отшлифовать при помощи наждачной бумаги.
  3. При помощи рубанка рейкам придается округлая форма. Затем следует отшлифовать их. Если есть лишний материал, его следует срезать. Длину весел следует подбирать исходя из своего роста, посадки и величины лодки.
  4. При помощи шурупов и клея собирается заготовка. Из соснового бруска выпиливается ручка весла. Ручку на рукоятке прикрепляют при помощи шурупов.
  5. При помощи рашпиля и шлифовальной бумаги, следует обработать окончательную форму весла и рукояти. После завершения обработки, на лопасть в два слоя наносится стеклоткань.
  6. Из стеклоткани вырезается лента шириной около 35 мм. С её помощью следует обмотать рукоятку весла, затем обработать место крепления с ручкой, дабы укрепить это место.
  7. При помощи шкурки проводят завершающую обработку поверхности лопастей. Для большей надежности, внизу делают обшивку из полосы алюминия.
  8. Последний этап — зашпаклевать и нанести грунтовку на поверхность. При желании использовать краску.

Тестирование лодки

Тестирование лодки проводят в несколько этапов:

  • Проверить водонепроницаемость в собственном дворе. Лодку следует перевернуть и установить на опору, взять например, стул или стол. Сверху на лодку следует налить большое количество воды, удобно использовать шланг. После обработки водой, лодку возвращают в обычное положение и смотрят, не протекла ли вода вовнутрь.
  • Убедившись, что лодка выполнена качественно и не пропускает воду, её можно отправлять на настоящую воду. При первом выходе на глубину не стоит заплывать далеко от берега. Первое время лучше посмотреть за состоянием плавательного средства.

Не всегда вариант с покупкой лодки бывает приемлем. Именно поэтому при наличии минимума навыков можно смастерить свою лодку без лишних затрат.

Полезно знать! Такая лодка станет полезной не только на рыбалке, но и на отдыхе. Сборка занимает хоть и немного времени, но требует внимательности. Поэтому следует ответственно подходить к процессу, дабы плавательное средство не развалилось во время эксплуатации.

Теперь клюет только у меня!

Эту щуку поймал с помощью активатора клева. Раньше никогда таких не ловил, теперь же каждый раз привожу с рыбалки трофейные экземпляры! Настало время и вам гарантировать свой улов!!!

ПОДРОБНЕЕ >

Теперь клюет только у меня!

Эту щуку поймал с помощью активатора клева. Раньше никогда таких не ловил, теперь же каждый раз привожу с рыбалки трофейные экземпляры! Настало время и вам гарантировать свой улов!!!

ПОДРОБНЕЕ >

Введение в методы и приемы – овладение навыками в школе WoodenBoat

Майк Тойтеберг

.

Наиболее важные навыки судостроения. Это отличает плотника от судостроителя. Одно дело склеить две доски для столешницы или прибить обшивку дома; совсем другое — не допустить попадания воды в шов. Это не означает, что судостроение требует высшего мастерства; просто нужен другой набор навыков, а также намерение не допускать попадания воды.

Я работаю инструктором по строительству лодок в лодочной мастерской плотника в Пемаквиде, штат Мэн, и с удовольствием обучаю подмастерьев некоторым народным речам и многим приемам изготовления деревянных лодок. Среди них нет ничего более приятного, чем процесс обшивки.

В этой статье мы рассмотрим часто используемые типы досок и рассмотрим сильные и слабые стороны каждого из них. Вы также изучите основы, связанные с «извлечением» (созданием и установкой) обшивки лодки. Я надеюсь, что эта статья поможет вам расширить свои знания и уверенность, чтобы вы тоже могли попробовать свои силы в планке.

Неотъемлемая часть обшивки внахлест и внахлест, облицовка разделяет поверхность корпуса на доски соответствующего размера и места, а затем следит за тем, чтобы они выглядели ровно и ровно. Под честностью я подразумеваю плавные изгибы, которые «радуют глаз»: никаких резких изгибов, суставов или заминок. Внешний вид имеет значение, а облицовка помогает обеспечить правильные линии обшивки, которые пропорциональны друг другу и хорошо сочетаются с общей формой корпуса. Что еще более важно, это дает бригаде информацию о том, какой ширины делать доски и какой формы они будут.

Многие наборы чертежей для небольших и простых лодок уже содержат отметки обшивки, так что их нужно только перенести с чертежей чертежей на формы, а затем проверить на честность с помощью рейки. Однако, если вы надеетесь в будущем взяться за более продвинутый проект, вам нужно будет добавить в свой репертуар навык облицовки досками. Вы можете прочитать больше об этом в WoodenBoat No. 101.

CARVEL

Обшивка карвелом — распространенный метод, применяемый на большом количестве традиционных деревянных лодок, от больших шхун до классических гоночных яхт и крошечных лодок. Вырезанный корпус менее суетлив в выравнивании, чем лепстрейк, потому что, если линии досок не идеальны, краска скроет несоответствия. Хотя это действительно создает проблемы для тех, у кого ограниченный опыт, мы обнаружили, что наши ученики, большинство из которых имеют за плечами всего несколько месяцев опыта судостроения, прекрасно справляются со сборкой лодок Catpaw из резных досок. Не позволяйте отсутствию опыта сдерживать вас. В своей книге «Ученик судостроителя» судостроитель Грег Рёссель приводит пример деревянной бочки. Бочкообразные клепки, аналогичные нашим дощечкам, уложены вплотную друг к другу и сужены на концах. Корпус деревянной лодки аналогичен, но с добавлением нескольких дополнительных изгибов.0003

После того, как установка корпуса выполнена (или отметки с чертежей перенесены и сглажены), можно начинать обшивку. Каждая планка имеет индивидуальную форму или «сложена», а затем тщательно подогнана для обеспечения герметичности с обоих краев. Далее мы обсудим процесс спилинга более подробно. Когда доски плотно прилегают к краям, вдоль одного внешнего края делается небольшой скос для приема хлопковых волокон, которые, если их вбить на нужную глубину, обеспечат водонепроницаемость. Затем корпус обтекают (строгают и шлифуют до блеска), конопатят и красят.

Обшивка Carvel имеет множество преимуществ, оправдывающих ее популярность. Он эффективно защищает от воды, адаптируется к различным формам корпуса и легко ремонтируется по сравнению со многими другими типами обшивки. Поскольку резные доски можно стыковать встык, можно использовать более короткие доски.

LAPSTRAKE

Lapstrake, или клинкерная обшивка, — это то, что многие из нас имеют в виду, когда думают о маленькой классической деревянной лодке. Каждая доска скошена там, где она перекрывает соседнюю доску, что-то вроде обшивки дома, добавляя продольной прочности и помогая ребрам удерживать форму корпуса и уменьшая изгиб. Более того, эти доски затем крепятся друг к другу, а также к рамам. Эта взаимосвязанность позволяет использовать меньше шпангоутов и более тонкую обшивку, чем в лодке с резными досками сопоставимого размера. 9№ 0003

Обшивка Lapstrake особенно подходит для небольших лодок, где важен меньший вес. У этого метода обшивки есть некоторые особенности, с которыми вы не встретите другие типы обшивки, одна из которых — это «усилие», которое должно быть выполнено вдоль концов каждой доски, когда она приближается к носу, а иногда и к корме, перекрывая доску. ниже. Без этих улучшений у вас был бы пилообразный вид в месте соединения досок со стволом. Позже мы обсудим, как сократить прибыль.

После того, как вы избавитесь от прироста, который проходит на 6 дюймов или около того позади ствола, края доски для лапстрака выступают, поэтому никакое количество краски не покроет плохую работу по отделке. Несмотря на то, что в чертежах часто уже отмечены линии обшивки на шаблонах станционных пресс-форм, вам все равно нужно смотреть на лодку и учиться доверять своему глазу, чтобы убедиться, что линии обшивки правильные и пропорциональные. Ремонт Lapstrake также немного сложнее, чем у его аналога Carvel.

Честно говоря, все доски довольно сложно ремонтировать. Лодки, обшитые лапстрейком, пользуются популярностью у начинающих строителей, и, я думаю, на то есть веские причины. Во-первых, приспособление для сборки может быть очень простым — некоторые лодки на лапстрейках даже строятся по одной форме. Во-вторых, подгонка досок не должна быть такой точной, как для резьбы по дереву. На самом деле, в некоторых случаях ширина доски внахлест может отличаться почти на четверть дюйма, но все равно будет приемлемой. В-третьих, нет необходимости выравнивать корпус после обшивки.

После того, как доски установлены, тщательно отшлифуйте их, прежде чем закрепить на месте, и это последний раз, когда вам придется прикасаться к ним, пока не придет время покраски. Наконец, когда лодочки-лапстрейки высыхают, их швы не остаются широко открытыми, как у карвела. Это означает, что им требуется значительно меньше времени, чтобы «наверстать» (набухнуть в воде), если вообще требуется. Это хорошая новость для нас, моряков-трейлеров.

Сшивание и склеивание

В последнее время стало популярным сшивание и склеивание, поскольку это очень простой процесс. Наборы широко доступны, но если набор вас не интересует, достаточно просто купить необходимую фанеру, эпоксидную смолу и медную проволоку и продолжить работу самостоятельно. Преимущественно стежок и клей используется для изготовления небольших лодок, таких как каяки и легкие гребные лодки. Он состоит из вырезанных по форме боковых и нижних панелей, которые просверлены, а затем соединены проволокой через промежутки в виде сшитого стиля. Затем используется эпоксидная смола для заполнения стыков. Провода можно вынимать после того, как клей высохнет. Сшить и склеить — это быстро и почти так же просто, как собрать бутерброд. Это отлично подходит для проекта выходного дня, когда вы хотите быстро выбраться на воду.

Ленточная обшивка

Ленточная обшивка стала любимцем судостроителей своими руками, ее главное преимущество в том, что все «доски» могут быть одного размера (обычно около 1″ 1″). Доски прибиваются друг к другу встык, а полосы поочередно крепятся к ребрам по ходу строительства. Это делает корпус прочным, но его может быть трудно отремонтировать.

Стрип-билдинг

Стрип-билдинг, вариант ленточной обшивки, также является отличным выбором для начинающих строителей, часто используется для постройки каяков, каноэ и других небольших лодок. Одна за другой полосы приклеиваются друг к другу на строительный шаблон, а затем временно прикрепляются скобами к формам. Часто эти полоски имеют бортики и кромки для лучшего прилегания и более прочного шва. По мере укладки полосы за полосой корпус растет. Затем все это покрывается стекловолокном и эпоксидной смолой внутри и снаружи. Хотя эта процедура делает лодку красивой, прочной и долговечной, некоторые из недостатков заключаются в том, что «остекление» — это грязная работа, и если позже потребуется ремонт, это может стать серьезной задачей, поскольку нет единой «доски». заменить.

Фальцевая планка

Фальцевая конструкция аналогична высечке в том смысле, что доски соединяются встык по краям и концам. Как и резьба по дереву, конструкция с ламинированным швом также создает гладкую и ровную поверхность. Отличие состоит в том, что имеются продольные детали (рейки), которые подпирают каждый шов изнутри. Нет необходимости в конопатке при таком типе конструкции, которая наиболее распространена в классических малолитражках из красного дерева.

Холодное формование

Холодное формование — это процесс создания корпуса путем наслоения. Эпоксидные (клееные) шпоны обычно укладываются поверх обшитого полосами первого слоя, поддерживаемого приспособлением, для создания корпуса лодки. Это сэндвичирование слоев чем-то похоже на изготовление фанеры, но, конечно, придает гораздо более сложную форму. Для шпона обычно используют прямослойную пихту Дугласа, красный кедр или красное дерево или комбинацию этих пород дерева, выбранную из-за их прочности на растяжение и устойчивости к гниению. Виниры обычно имеют толщину около 1⁄8 дюйма и ширину от 4 до 10 дюймов. Для эффективности и лучшего контакта между слоями этот процесс требует вакуумного мешка, где кусок пластика становится гигантским зажимом, который соответствует контурам корпуса. Поверх влажных виниров, которые были подогнаны и закреплены скобами, накладывается большой кусок пластика.

Далее пластик запаивается по периметру сдавливаемой области. Наконец, вакуумный насос удаляет воздух из-под пластика, и атмосферное давление прижимает его к винирам. Насос остается включенным (всегда есть небольшая утечка) до тех пор, пока эпоксидная смола не затвердеет. В то время как опытные люди могут «упаковать» несколько слоев сразу, обычно это делается по одному слою за раз, с каждой стороны корпуса, чередуя стороны, причем каждый слой идет по диагонали к предыдущему.

Этот процесс, хотя и длительный, может нанять рабочих с меньшими навыками, чем некоторые другие виды строительства деревянных лодок. Безусловно, это грязный и сложный способ создания корпуса, но результат того стоит. Холодноформованные корпуса очень прочны и просты в обслуживании.

Извлечение доски

Шпунтование

Теперь, когда мы коснулись наиболее распространенных типов досок, пришло время рассмотреть, как сделать сами доски. Некоторые методы, такие как высечка и лапстрейк, требуют, чтобы строитель научился складывать доску. Спилинг — это преобразование трехмерных изгибов и складок корпуса во что-то, что мы можем вырезать из плоских досок. Вы скоро обнаружите, что все эти милые линии, нанесенные на красиво обведенную строительную приспособление, больше не выглядят одинаково, когда их снимают и кладут на приклад на вашей скамейке.

Когда мы видим доски на корпусе, то, что мы воспринимаем как линии, идущие параллельно седловатости, на самом деле представляет собой неглубокие буквы W, S и другие формы, которые выглядят как полумесяцы или бананы в двух измерениях (см. иллюстрации выше). Однако это верно не для всех корпусов; в зависимости от размера и типа лодки вы можете обнаружить, что некоторые доски прямые. Спиливание влечет за собой прибивание доски к корпусу в том месте, где вы хотите разместить доску, и запись на ней информации о ее форме. Для скрепления обрешетки я обычно скрепляю вместе несколько полосок лауанской фанеры, прикрепляя их стяжным или стыковым ремнем. После того, как обрешетка уложена, можно приступать к разметке.

Кто-то пользуется циркулем, кто-то джойстиком, а кто-то предпочитает складную линейку плотника. Какое бы средство вы ни выбрали, важно быть последовательным и дотошным. Любой перекос или движение приведет к неточной укладке. Чтобы использовать компас, как показано в нашем примере на предыдущей странице, начните с настройки, которая обеспечивает досягаемость по всей длине доски. Как только это установлено, установите компас и начертите «священный» круг где-нибудь — на лодке, скамейке или другой доске — но не на рейке, так как это можно спутать с отметками в этом месте. Если вы испортите свою настройку, вы можете быстро восстановить ее с помощью священного круга.

Удерживая одну ножку циркуля в контрольной точке, используйте другую, конец карандаша, чтобы нарисовать дугу (четверть круга или около того) на рейке. Продолжайте делать эти отметки, пока не наберете точки вдоль верхнего и нижнего краев пространства доски. Затем снимите планку для шпиля и прикрепите ее к обшивке, которая ровно лежит на скамье. Затем, не снимая настройки компаса (проверьте их на своем священном круге), перенесите точки, которые вы взяли с лодки, на обшивку.

Точки захвата

Потратьте время на то, чтобы убедиться, что планка для укладки не скручивается и не натягивается, когда вы прикрепляете ее к форме, так как это приведет к ошибкам. Чтобы не скручивать обрешетку, сначала прикрепите ее к средней части лодки, а затем медленно двигайтесь к каждому концу (как будто расправляя ткань), прикрепляя по мере продвижения. После того, как рейка для свая правильно прикреплена, поместите точку компаса на места краев досок на установке пресс-формы и нарисуйте серию дуг на рейке для сваи.

Обратите внимание на «улыбки» и «хмурости», которые изображают дуги на обрешетке. Смайлики обозначают конечную точку, области кадра и несколько дополнительных определяющих точек вдоль днища лодки. Хмурые линии указывают только на три доступные точки для получения точек из установки облицовки в этой области (пунктирные линии показывают, где рейки имеют определенные линии планки в процессе облицовки). Три точки — это крайняя точка на транце, самая задняя точка на самой задней раме и самая задняя точка на самой задней средней раме. Переместившись вперед, выберите самую переднюю точку на каждой раме и внутреннем штоке. Эти точки определяют форму доски.

Перенос точек на обшивку

Снимите рейку с лодочной установки и поместите ее на обшивку. Опять же, будьте осторожны, чтобы не перекрутить его, когда вы прикрепляете или зажимаете его к доске. Поместите точку компаса (не карандашный конец) на дугу обрешетки рядом с ее концом и начертите новую дугу на обшивке. Затем поместите циркуль рядом с другим концом дуги доски и сделайте еще одну дугу на прикладе. Пересечение этих двух дуг отмечает точку, взятую из установки лодки. Продолжайте с каждой дугой обрешетки, чтобы создать все точки, определяющие форму доски.

Используемый в обшивке внахлест, прирост представляет собой области в носовой части и часто на корме, где толщина доски в месте нахлеста уменьшается, так что каждая доска постепенно переходит в соседнюю соседнюю доску к моменту, когда она достигает форштевня (и транец, если желателен плавный контур). Это достигается путем строгания клиновидного шпунта на конце (концах) доски. Это звучит сложнее, чем есть на самом деле; как только вы сделали один, вы можете сделать тысячу. Я надеюсь, что это введение в типы и методы обшивки поможет вам сделать более осознанный выбор, когда вы будете строить свою следующую лодку.

Здесь мы только начали царапать поверхность. Лучший способ узнать больше — выйти и попробовать. Как только вы поймете процесс обшивки, вы уже никогда не будете смотреть на деревообработку по-новому. Для меня понимание процесса обшивки открыло мир судостроения. Я надеюсь, что это делает то же самое для вас.

Дарин Карлуччи и его жена Серафина живут в Пемаквиде, штат Мэн.

Постройте собственную яхту для пруда из досок

  • Брюс Рихтер — 28 августа — 3 сентября

Выросший в западной Пенсильвании, Брюс Рихтер провел бессчетное количество часов в мастерской своего отца, строя модели и изготавливая опилки, прежде чем увлекся гаражными группами, спортом и колледжем. Стремление к строительству вернулось спустя годы, когда он и его жена Джен переехали в Нью-Йорк, хотя он быстро понял, что жизнь в квартире не совсем подходит для работы по дереву. Планеты сошлись, когда он обнаружил в Центральном парке школу WoodenBoat и эллинг Curbs, где находится более сотни радиоуправляемых парусных лодок, в том числе множество деревянных лодок ручной работы. С тех пор Брюс шесть раз проходил курс по строительству прудовых яхт в WoodenBoat School и работал помощником инструктора, а затем стал ведущим преподавателем курса. Брюс построил несколько парусных лодок Vintage Marblehead RC и получил множество национальных наград за мастерство. В настоящее время Брюс является коммодором модельного яхт-клуба Центрального парка, которому уже более 100 лет, координатором класса американского флота VMYG Vintage Marblehead, дизайнером и арт-директором издания винтажной группы 9.0015 Модель яхты , иногда строит гитары. Он работал писателем/креативным директором в крупных рекламных агентствах Нью-Йорка и президентом/креативным директором собственной фирмы.

Стоимость обучения: $900

Стоимость материала:

  • Pond Yacht I — 385 долларов США, включая пресс-формы для резки на станке с ЧПУ, усиленную спинку, кильсон, обшивку, плавник и руль направления.
  • Pond Yacht II — 169 долларов США, включая материалы для отделки лодки, кроме парусов, фурнитуры и электроники. (недоступно для предварительной покупки студентам Pond Yacht I)

Примечание: Это шестидневный курс, который заканчивается в субботу днем.

В этом курсе каждый студент начнет строительство своей собственной яхты на пруду. Этот тип небольших лодок был создан в 1932 году с использованием минимальных требований к конструкции: 50 дюймов в длину и 800 квадратных дюймов парусов. Класс лодок, известный как Vintage Marblehead (VM), до сих пор активно эксплуатируется под руководством US Vintage Model Yacht Group. При полном снаряжении лодка имеет высоту более 7 футов, что делает ее довольно впечатляющей с берега. Лодка легко разбирается для транспортировки.

Курсовая лодка NORUMBEGA была спроектирована бывшим инструктором Томом Маклафлином. Строительство этой яхты для пруда вызовет у студентов интерес и познакомит их с методами обшивки, аналогичными тем, которые используются при строительстве полноразмерных лодок. Студенты будут принимать решения на основе чертежей и развивать глазомер. В течение этой недели лодку обшивают досками, обтекают, изготавливают киль и руль. Брюс также расскажет о шагах, которые необходимо выполнить, чтобы закончить лодку — настил, такелаж, установка электроники и покраска.

Студенты, которые в предыдущие годы начали строить свою модель VM в школе WoodenBoat, также могут принять участие в этом курсе, чтобы закончить свою лодку. Эта неделя будет отличной возможностью для дальнейших указаний. Это послужит источником вдохновения для тех, кто только начинает строить свою лодку, и воочию увидит последние этапы строительства.