Skip to content

Окна витражные что такое: Витражные окна — стильное решение для интерьера

Витражные окна — стильное решение для интерьера

Надоели обычные окна? Желаете разнообразить интерьер своего жилья внутри и снаружи? Для вас красивые витражные окна, которые сделают квартиру стильной и изысканной. Мы расскажем вам о витраже и современных техниках все самое интересное. Если вы зажглись этой идеей, воплотим ее в реальность наилучшим образом.

Витраж: что это такое

Слово vitre происходит из Франции и проводится как оконное стекло. Витраж — декоративная композиция, с помощью которой заполняется оконный проем. Она делается из кусочков цветного стекла, оно часто расписывается красками.

К витражам относят прозрачные картинки, узоры на стекле или из него. Их чаще всего устанавливают в световых оконных проемах, а еще в дверях и фонарях. Сегодня понятие витраж более широкое. Теперь это любое декоративное заполнение стеклом проемов, сводов, стен и самых разных изделий. Но истинное предназначение витража — окна, которые становятся изюминкой стильного интерьера. Особенно изыскано это смотрится на французских балконах.

История витражных окон

Невозможно установить, когда изготовили первые витражные образцы. Но вряд ли они стали использоваться сразу после появления стекла. Была найдена мозаика древнеримская и в храмах, она состояла из маленьких пластин цветного стекла. В раннехристианских храмах окна заполняли тоненькими прозрачными каменными пластинками, из них делали орнамент.

Цветное оконное остекление сначала было стеклянной мозаикой, которую вставляли в проемы из дерева и камня, оконные ажуры. После мозаику стали делать из цветных стеклышек, которые вырезали и собирали в узор или орнамент в свинцовой оправе. Эти мозаики собирали в раме из металла.

На фото дизайн витражных окон в старинных зданиях:

Развитие витража

Со временем цветное остекление стало отдельным направлением декоративного искусства. Начали оттенять цветные стеклышки, накладывая темные краски. Окрашивать стекла обжигом начали в IX столетии. К концу десятого столетия живопись по стеклу набрала большие обороты, оттеснив стеклянную мозаику.

Активный подъем искусства произошел в XIII столетии во Франции. В Шартре был образован основной центр изготовления расписных стекол.

Витражная технология совершенствовалась, в нее стали углубляться разные страны, особенно Италия, Швейцария, Польша, Англия. В нашей стране витражи стали модными в 20-х годах XIX века с рыцарскими историями и желанием подражать средневековой архитектуре. Но, если тогда в России не было опыта в этой области, то сейчас пробел восполнен с лихвой, в том числе у компании «Системы ВЕКА». Мы выполняем самые разные проекты с витражами, такие как французский балкон и панорамное остекление. Как это шикарно смотрится:

Преимущества окон с витражами

  1. Уникальный вид. Квартира или дом с витражами выглядят не просто богато, а переходит в категорию изысканной роскоши. Нестандартный вид окон придает индивидуальную красоту, помогает реализовать творческие фантазии. Благодаря современным технологиям вы можете выбрать витраж желаемого вида, стиля исполнения.
  2. Оригинальные светотеневые эффекты. Оттенки стекла меняют общее цветовое наполнение пространства. Это создает отличный декоративный эффект.
  3. Прочность. Витражам не страшна коррозия. Они устойчивы к деформациям и влиянию УФ-лучей.
  4. Простота ремонта. Простая конструкция позволяет быстро демонтировать и заменять отдельные витражные элементы.

Витражи привносят интимность и романтику в жилые зоны помещений. Посмотрите, как прекрасно выглядит интерьер с витражными окнами в квартире:

А еще благодаря витражам можно отказаться от занавесок и штор, визуально уменьшающих комнату и собирающих пыль. Они сами по себе изолируют жилую зону от посторонних взоров.

Мы устанавливаем разные окна с витражами, большие и маленькие, широкие и узкие. Владеем несколькими витражными техниками и всегда подходим к задаче индивидуально на основании ваших требований и предпочтений.

Многих привлекает то, что монтаж витражной системы не связан со сложностями. Не нужна подъемная техника. Установка не требует больших затрат. Мы делаем доступными цены на все услуги, в том числе на изготовление витражей.

Витражные техники

Для создания витражей разработано много техник. Часто используются комбинированными методы, в которых сочетают несколько приемов. Посмотрим несколько популярных техник производства витражей.

Фацетные

Используется прозрачное или цветное, но всегда очень толстое стекло. Методы его обработки:

  1. По периметру стекла снимают кромку.
  2. Шлифуют или полируют стекло для придания нужного объема.

Эффект от светового преломления и красота витража зависит от ширины фаски. Для получения широкой фаски берется стекло толщиной от 0,5 см, что и определяет тяжеловесность конструкции. Отдельные стекла соединяют наборным способом.

Мы работаем с фацетными витражами. Используем шестимиллиметровое стекло с фацетированным краем. За счет узкой кромки витражи снаружи можно комбинировать с витражной лентой, пленкой. Закрепляются на стекле ультрафиолетовым клеем, который намертво застывает под солнечными лучами за четверть минуты и незаметен. Все материалы для нанесения фацетов производит надежная компания из Англии RegaLead. Делаем высококачественные фацетные витражи с гарантией на 5 лет. С радостью сделаем для вас с витражами и французский балкон.

Наборные

Это исконный метод. Классические картины из стекла, которые до сих пор украшают готические соборы, являются наборными. Прозрачные кусочки цветного стекла вырезали и скрепляли свинцовыми перегородками, стыковые места спаивали.

Современная техника качественнее, привлекательнее и безопаснее, ведь вместо свинца используется алюминий, медь.

Бесшовные

Витражи производят и бесшовными методами, среди которых:

  1. Фьюзинг. Узор из стеклышек выкладывают на прозрачном стекле и помещают в печь.
  2. Кастинг. На стеклянную подложку выкладывают контуры из металла, между ними — стекло.
  3. Травление. Позволяет изготавливать сложные матовые композиции путем выжигания специальной пастой.
  4. Пескоструйный метод. Более безопасный метод производства матовых узоров.

Имитация витражей

Один из лучших способов имитации витражной техники — пленочный витраж. На стекло клеится специальная прозрачная пленка с рисунком. По контурам наклеивается профиль, который похож на перегородки из металла.

Особенность пленочного витража в том, что он делает стекло крепче и не позволяет осколкам разлетаться в критической ситуации.

На фото пленочное витражное остекление окон:

Мы занимаемся пленочным витражом, который визуально максимально схож с паяными витражами Тиффани (это французский художник, который в конце 19 века улучшил витражную технологию). Используем многослойную витражную пленку RegaLead. Она устойчива к солнечным лучам. Покрытие долговечное, средний срок эксплуатации — 25 лет.

Французский балкон с витражом — стиль и роскошь

Можно сделать с витражом обычные окна, а можно панорамное остекление или французский балкон. Такие решения подчеркнут ваш превосходный вкус, придав изюминку фасаду. На фото видно, как шикарно смотрятся с витражом окна с пола до потолка:

Панорамные витражные окна могут содержать целые композиции, стать настоящими картинами, все зависит от ваших предпочтений.

Остекленный от самого пола балкон обеспечивает больше естественного освещения в прилегающих к нему комнатах. Витражный остекленный по всей площади балкон с раздвижными рамами выгодно выделит вас среди соседей со стороны фасада и изнутри, создавая иллюзию большей площади квартиры, нежели есть на самом деле.

Продемонстрируйте свою исключительность и высокий уровень респектабельности, заказав окна, остекление или французский балкон с витражами в компании «Системы ВЕКА».

Витражные окна это…

Когда мы говорим об окнах в наших домах, мы, конечно, имеем в виду качественные, теплые, шумоизолирующие и надежные окна!

Как правило,



такие:

Или такие…

И на сегодняшний момент, помимо вышеперечисленного, окна и двери могут взять на себя еще одну очень важную эстетическую функцию – вырвать нас из серых будней,  преобразить наш дом, наполнить его индивидуальностью и позволить заиграть ему новыми красками! Каким образом? Смотрите сами!  И мы абсолютно правы! В нашем доме, квартире, офисе должно быть чисто, красиво, уютно, тепло и не шумно! Современные пластиковые окна отлично справляются с этими задачами.

Теперь окна могут быть



такими:Или такими:И даже… вот такими!

Витражные изделия выглядят красиво, изящно, индивидуально!  Они как бы дарят особое настроение помещению, вносят в него оригинальность и неповторимость! Делают таким современным и уютным! Это изделия для тех, кто привык получать в дизайне самое лучшее!

Витраж – это известный древний вид остекления. Искусство это возникло в то время, когда появилось цветное стекло. В средневековье витражами впервые начали украшать соборы и храмы. Чуть позже  витражи стали доступны знати и ими украшали практически все дворцы королей, притягивая взгляды обычных людей и завораживая их своими необычными узорами и богатством ярких переливающихся красок.

Витражи сегодня

На сегодняшний день современные технологии и  варианты изготовления витражных изделий предполагают гораздо бОльшую доступность широкому кругу потребителей. Создать из своей квартиры или дома сказочный дворец теперь под силу многим! Для этого нужно просто подобрать уникальную композицию, подходящую именно вашему интерьеру и  заказать соответствующее витражное изделие, которое послужит той самой изюминкой в декоре помещения.

Витражные способы и техники

На сегодняшний день их достаточно много, но особой популярностью пользуются несколько из них.

1. Витражи Тиффани.

Берутся маленькие разноцветные стекла и каждый кусочек обтачивается мастером по отдельности. Затем каждый кусочек оборачивается медной лентой, после чего все детали спаиваются между собой. Затем витраж покрывается патиной. Этот способ позволяет делать отдельные элементы либо выпуклыми либо вогнутыми, что придает  самому витражу объем и оригинальность.


Этот способ, пожалуй, самый трудозатратный: автоматизации такая работа не поддается, а, значит, изготовление витража  выполняется по бОльшей части вручную. Безусловно, это влияет и на время изготовление и на довольно высокую цену изделия. Однако, это как раз тот случай, когда вещь переходит из разряда «дорогих» в разряд «изысканно-роскошных».

2. Витражи фьюзинг.

Это спаивание элементов витража в специальной печи при температуре 800С. В результате такой обработки на самом витраже  не остается металлических соединений между стеклами, разные элементы данного изделия становятся единым целым. Такие изделия очень яркие, красочные, напоминают акварельный рисунок. Такое изделие будет оригинальным предметом интерьера, к тому же само стекло не потеряет богатства и неповторимость своих красок долгие-долгие годы. Чаще всего эта техника используется для декорирования межкомнатных перегородок и раздвижных дверей.

3. Контурные витражи.

Их еще называют заливными. Эта технология позволят выглядеть изделиям очень похожими на настоящие витражи.  Изготовление контура рисунка делается вручную либо принтером большого формата, управляемого компьютером, потом сегменты рисунка заполняются жидкими красками или лаком. Готовый рисунок подвергается обжигу и высушивается. Использование в технологическом процессе краски вместо пленки, делает стоимость изделия приемлемой для достаточно широкого круга потребителей.

4. Пескоструйные витражи.

Технология заключается в обработке стекла мощной струей сжатого воздуха, что придает стеклу матовость. Стекла, украшенные при помощи такой обработки, обладают шероховатой поверхностью. Поверх можно нанести защитный лак, который сделает стекло приятным на ощупь и придаст поверхности объем. При создании таких витражей можно использовать многоуровневую пескоструйную обработку, которая придаст рисунку эффект 3Д.


5. Пленочное нанесение рисунка.

Данный метод подразумевает нанесение на стекло специальной пленки из полиэфира, благодаря чему имитируется узор на стекле. От внешнего воздействия полимерные витражи надежно защищены. Они наносятся на среднее стекло двухкамерного стеклопакета, поэтому узору не страшны ни механические факторы, ни погодные. Этот вариант является на сегодняшний день самым доступным в ценовом соотношении.


6. Стемалит.

Это закаленное стекло, окрашенное с одной стороны специальной цветной керамической эмалью. Технология проста: на стекло наносится та самая специальная эмаль, которая в процессе закалки буквально впивается в структуру стекла и становится с ним единым целым. Выдерживает любые механические повреждения.

Принтер для цифровой печати на стекле Dip-Tech AR-series

Полноценная цифровая печать на стекле керамическими красками с помощью принтера Dip-Tech — сегодня это возможно! Принцип работы тот же, что и у струйного принтера: изображения отправляются на принтер, который детально воспроизводит их на стекле, создавая уникальные дизайны, как для интерьера, так и для экстерьера.

Основным элементом керамических красок является мелко измельченная стеклянная пудра, называемая фритом. Эта мелкодисперсная керамика спекается со стеклом при нагреве до температуры его размягчения в закалочных печах. Там она становится неотделимой частью стекла, что обеспечивает исключительные прочностные качества изображения, полученного керамическими красками. Полученные рисунки на стекле очень выразительны и обладают широким спектром разнообразных красочных оттенков.

Изображение, нанесенное керамической краской,  не боится механических и большей части химических воздействий, не выцветает на солнце, экологично, не гигроскопично, пригодно к использованию в любых погодных условиях.

Индивидуальность во всем

На сегодняшний день насчитывается более десяти тысяч вариантов витражных окон! И встретить полностью одинаковые изделия практически невозможно. А вот сделать свой дом индивидуальным и неповторимым – запросто! К тому же, устанавливать при этом новое пластиковое окно вовсе не обязательно. Достаточно заменить стеклопакет. И все вокруг заиграет новыми, неповторимыми,  яркими красками! 

витраж | Определение, история, методы и факты

Шартрский собор: витражное окно-роза

Смотреть все медиа

Ключевые люди:
Анри Матисс
Дуччо
Уильям Моррис
Марк Шагал
Фернан Леже
Похожие темы:
Готическая архитектура
драгоценная почта
plique-à-jour
мигающее стекло
ведущий

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

витраж , в искусстве цветное стекло, используемое для изготовления декоративных окон и других предметов, через которые проходит свет. Строго говоря, все цветное стекло «окрашивается» или окрашивается добавлением различных оксидов металлов, когда оно находится в расплавленном состоянии. Тем не менее, термин витраж стал обозначать прежде всего стекло, используемое для изготовления декоративных или живописных окон. Уникальные цветовые гармонии витражей обусловлены не столько какой-либо специальной техникой окраски стекла, сколько использованием определенных свойств проходящего света и светоадаптирующего поведения человеческого зрения. Великие витражи 12-го и начала 13-го веков, редко равные и никогда не превзойденные, фактически предшествовали значительным техническим достижениям в ремесле стеклодува более чем на полвека. И хотя эти достижения, несомненно, способствовали утонченности и изысканности витража позднего Средневековья, они не только не смогли остановить упадок искусства, но, скорее, ускорили его до такой степени, что соблазнили витражистов. -художник по стеклу, чтобы соперничать с фресковым и станковым художником в натуралистическом исполнении своих сюжетов.

Ни роспись по витражам, ни сборка их рифлеными полосками поводков не являются обязательным элементом искусства. Действительно, витражному окну вполне могли предшествовать окна, в которых использовались деревянные или другие формы сборки, такие как цементный узор, который долгое время был традиционным в исламской архитектуре, и единственное наиболее важное техническое новшество 20-го века в витражах, стеклянных плитах и бетон, был вариацией более ранней техники каменной кладки.

Элементы и принципы проектирования

Откройте для себя прекрасную Сент-Шапель

Посмотрите все видео к этой статье

Из всех видов живописи витражи, пожалуй, самые сложные. Он связан не только многими светомодулирующими факторами, влияющими на его внешний вид, но и сравнительно громоздкими, чисто структурными требованиями. И тем не менее никакое другое искусство не кажется таким малоприземленным, таким живым, таким внутренне обманчивым в своем действии. Это связано с тем, что витражи гораздо более прямо и интенсивно, чем другие средства массовой информации, используют взаимодействие между двумя высокодинамичными явлениями, одним физическим и другим органическим. Физический фактор — это свет и все бесчисленные изменения общего уровня освещенности, а также положения и интенсивности отдельных источников света, происходящие как само собой разумеющееся не только от момента к моменту, но и от места к месту — от прерии к лесу, оранжерея в подземелье. Другое явление — это спонтанный светоадаптационный процесс зрения, который стремится сохранить ориентацию во всех световых средах.

Архитектура, определяя кажущуюся величину яркости света, видимого через ее оконные проемы, всегда устанавливает определенную шкалу значений яркости, с которой должен работать витражист. Поскольку свет, проникавший внутрь церкви XII и начала XIII веков, приобретал яркость, даже резкость, в отличие от окружающей темноты, мастера того периода логично компоновали свои окна палитрой глубоких, насыщенных цветов. Когда по доктринальным или экономическим причинам можно было использовать только прозрачное стекло, его украшали тонкой непрозрачной сеткой гризайли или монохромным орнаментом, который эффективно рассеивал и смягчал свет. Позже, когда стены церквей открывались, пропуская все больше и больше света, разница между уровнями внутреннего и внешнего освещения уже не была достаточно велика, чтобы освещать плотные, насыщенные рубины и синие оттенки более раннего периода. В 14-м и 15-м веках, как правило, были разработаны более высокие тональности, более сухие и приглушенные цветовые гармонии. Это отражало растущее предпочтение более легких, менее удивительных эффектов и фактическое ограничение, которое архитектура того времени накладывала на витражи.

Статические элементы стекла и его архитектурное оформление модифицируются элементом изменения, присущим естественному свету. Казалось бы, бесконечный спектр изменений внешнего вида витражей является результатом изменений интенсивности, расположения, атмосферной диффузии и цвета естественного дневного света. Поэтому светящуюся жизнь витражей лучше всего наблюдать, наблюдая органическое воздействие света на окно в течение дня. Если бы кто-нибудь вошел в Шартрский собор сразу после восхода солнца в ясный день, то в первую очередь обратил бы внимание на восточные окна, особенно те, что в фонаре. Только они полностью оживут, а все остальные будут еще казаться полусуществующими в каком-то приглушенном сумраке. Постепенно, по мере восхода солнца в небе, эти окна будут светлеть. Тогда восточные окна начнут терять свой прежний блеск по сравнению с окнами по всему южному флангу собора, которые к полудню будут изрядно сиять от прямых лучей солнца. Однако свет, струящийся через южные окна, повысит уровень освещенности внутри противоположных северных окон настолько, что создаст отчетливое, хотя и отнюдь не неприятное, приглушение сияния последних. Если в этот момент солнце скрывается за облаком, а небо в целом становится пасмурным, внешний вид всех окон немедленно и резко меняется. Поскольку свет, теперь рассеянный, поступает более или менее равномерно со всех сторон, южные окна потеряют часть своего прежнего блеска и живости, а северные окна восстановят свои. Общая атмосфера собора заметно холоднее и серьезнее по своему эффекту, и больше, чем когда-либо прежде, начинаешь осознавать абсолютные различия в тональности самих различных окон. Окна гризайль в восточной части собора, окно 15-го века с высоким ключом в Вандомской капелле в южном проходе нефа и три окна 12-го века над большим западным порталом выделяются тем, что они значительно более яркие. чем остальные. Если ближе к вечеру снова появляется солнце, зритель увидит необычайное зрелище, поскольку голубизну западных окон, безусловно, самых ярких в соборе, еще больше украшают прямые солнечные лучи. Если главные двери собора будут открыты, прямые лучи позднего послеполуденного солнца, струящиеся до половины нефа собора, бросят ослепляющую пелену на все окна поблизости, пока двери не закроются снова. Затем, когда небо начинает краснеть от заходящего солнца, интенсивная синева 12-го века в западных окнах теряет свою прежнюю интенсивность, а более теплые цвета, особенно рубины, становятся такими огненными и напористыми, что кажется, что они почти вытеснили синеву. как преобладающий цвет в окнах. Наконец, когда заходит солнце, весь собор снова погружается в глубокие сумерки, которые постепенно сгущаются, пока совсем не исчезает свет.

В той мере, в какой витраж можно считать искусством живописи, его следует считать искусством рисования светом. Какие бы методы или материалы он ни использовал, его собственные самые уникальные и незаменимые эффекты всегда являются результатом окрашивания, преломления, затемнения и фрагментации света.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Материалы и техника

Вопреки распространенному мнению, стеклодув и витражист редко могли быть одним и тем же человеком даже в самые ранние времена; на самом деле эти два искусства редко практиковались в одном и том же месте. Стекольные мастерские легче всего располагались на опушке леса, где можно было найти огромное количество дров, золы и песка, необходимых для изготовления стекла, в то время как мастерские по изготовлению витражей обычно располагаться рядом с крупными строительными площадками. Таким образом, художник-витражист всегда зависел от стеклодува в отношении своего основного материала. Окрашенные оксидами металлов в расплавленном состоянии — медь для рубина, кобальт для синего, марганец для пурпурного, сурьма для желтого, железо для зеленого — листы средневекового стекла производились путем выдувания стеклянного пузыря, придания ему трубчатой ​​формы, отрезая концы, чтобы сформировать цилиндр, разрезая цилиндр вдоль одной стороны и сплющивая его в лист, пока стекло еще раскалено докрасна и находится в податливом состоянии. Затем ему дали очень медленно остыть в печи, чтобы он был должным образом отожжен и его не слишком сложно разрезать на любые формы, которые могут потребоваться для дизайна. Поскольку эти листы стекла, за исключением типа, известного как матовое стекло, были полностью окрашены в один основной цвет, переход от одного цвета к другому в оформлении окна мог быть осуществлен только путем введения отдельных кусочков стекла в каждый из них. необходимых цветов.

То ли случайно, то ли намеренно стекло, изготовленное в 12-м и 13-м веках, имело почти идеальное сочетание грубости и изысканности для витража. Листы размером 10 на 12 дюймов (25 на 30 сантиметров) были достаточно плоскими и достаточно тонкими, чтобы их можно было очень точно разрезать на необходимые формы, но при этом достаточно разной толщины (от менее 1 / 8 дюймов [3 миллиметра] до целых 5 / 16 дюймов [8 миллиметров]), чтобы иметь богатые переходы глубины их цветов. С развитием стекольной технологии в средние века и эпоху Возрождения появилась возможность производить более крупные, тонкие и плоские листы стекла в значительно более широком диапазоне цветов, чем это было возможно в 13 веке. Однако на каждом заметном этапе этого развития стекло становилось все менее визуально интересным как самостоятельный эстетический элемент. Позднее готические возрожденцы признали этот эффект, и в середине 19 в.20 века они положили начало возвращению к более ранним методам производства стекла. Они разработали так называемое «антикварное» стекло, которое удивительно похоже по цвету, текстуре и оттенку на стекло, которое использовалось в окнах 12-го и 13-го веков. Основным материалом, используемым в витражах, и по сей день остается «антикварное» стекло.

История витражей, от древнего искусства до современных инсталляций

Сент-Шапель в Париже (Фото: стоковые фотографии от SIAATH/Shutterstock) Этот пост может содержать партнерские ссылки. Если вы совершите покупку, My Modern Met может получить партнерскую комиссию. Пожалуйста, прочитайте наше раскрытие для получения дополнительной информации.

На протяжении тысячелетий ремесленники черпали вдохновение в блестящем стекле. В любой форме из стекла можно создавать изысканные произведения искусства. Однако, будучи окрашенным, медиум поднимается на новые калейдоскопические высоты.

Хотя витражи часто ассоциируются с окнами и местами отправления культа, они были адаптированы для всех видов искусства, от древних кубков до современных инсталляций. Однако прежде чем мы проследим вековую историю витражей, важно понять ключевые характеристики материала.

Что такое витражи?

«Витражное стекло» относится к стеклу, которое было окрашено оксидами металлов в процессе производства. Различные добавки дают разные оттенки, что позволяет ремесленникам стратегически производить стекло определенных цветов. Например, добавление оксидов меди в расплавленное стекло приведет к появлению зеленых и синих тонов.

Фото: Стоковые фотографии HelloRF Zcool/Shutterstock

После того, как стекло остынет, из него можно собрать предметы декоративно-прикладного искусства. Эти фрагменты могут удерживаться на месте различными материалами, включая свинец, камень и медную фольгу.

 

История

 

Древние товары

Витражи восходят к Древней Римской империи, когда ремесленники начали использовать цветное стекло для изготовления декоративных изделий. Хотя существует несколько полностью неповрежденных витражей этого периода, чаша Ликурга указывает на то, что эта практика возникла еще в 4 веке.

Чаша Ликурга, 4 век н.э. (Фото: Британский музей, CC BY-NC-SA 4.0)

Кубок Ликурга — это декоративный стакан для питья, сделанный из дихроичного стекла — среды, которая меняет цвет в зависимости от направления света. При освещении изнутри чашка излучает красное свечение; при внешнем освещении он имеет непрозрачный зеленый вид.

Как ранние римские мастера изготовили такую ​​чашу? Сегодня процесс создания этого произведения окутан тайной. Хотя историки уверены, что золотые и серебряные капли в стекле ответственны за его способность изменять цвет, они полагают, что оно могло быть получено случайно, поскольку никакое другое произведение из дихроичного стекла того времени не имеет такого резкого цветового контраста.

Чаша Ликурга, 4 век н.э. (Фото: Британский музей, CC BY-NC-SA 4.0)

«Чаша Ликурга демонстрирует недолговечную технологию , разработанную в четвертом веке нашей эры римскими мастерами по стеклу», — объясняет группа искусствоведов в книге «Кубок Ликурга — римская нанотехнология». «Теперь мы понимаем, что эти эффекты связаны с развитием наночастиц в стекле. Однако из-за невозможности контролировать процесс окрашивания было произведено относительно небольшое количество стекол этого типа, и еще меньшее их число сохранилось».

Тем не менее, Кубок Ликурга считается одним из самых важных древних стекольных изделий, а историк искусства Дональд Харден зашел так далеко, что назвал его «самым впечатляющим бокалом того периода, соответствующим образом украшенным, который, как нам известно, существовал».

 

Средневековые монастыри

К 7 веку стеклодувы начали переключать свое внимание с изделий на окна. Как и ожидалось, эти витражи использовались для украшения аббатств, монастырей и других религиозных зданий, причем Монастырь Святого Павла в Джарроу, Англия, как самый ранний известный пример.

Созданные, когда монастырское здание было основано в 686 г. н.э., фрагменты этих многовековых окон были раскопаны археологом Розмари Крэмп в 1973 г. Хотя первоначальный состав синих, зеленых, золотых и желтых частей неизвестен, монастырь собрал их. в коллажи, чтобы дать зрителям представление о том, какими красивыми были бы эти окна.

«Когда мы его подняли, это было похоже на подбор драгоценностей, — объясняет профессор Розмари Крэмп в аудиогиде для сайта, — и это все еще дает представление о том, насколько драгоценным он должен был быть».

 

Готические соборы

В Средние века витражи можно было найти в бесчисленных католических церквях по всей Европе. Однако до XII века эти окна были относительно простыми, небольшими по размеру и обрамлялись толстыми железными рамами. Это связано с тем, что романская архитектура — стиль, характеризующийся толстыми стенами и округлыми формами, — преобладала в архитектурных вкусах.

бон-нотр-дам, Франция (Фото: стоковые фото с сайта lynnlin/Shutterstock)

Однако в 12 веке романский стиль был заменен готической архитектурой . В отличие от романских зданий, церкви и соборы, построенные в этом стиле, демонстрируют интерес к высоте и свету. Этот акцент проявляется во всех аспектах готического дизайна, включая высокие шпили, изящные тонкие стены и, конечно же, большие витражи.

Собор Парижской Богоматери (Фото: стоковые фотографии Вячеслава Лопатина/Shutterstock)

Готические окна обычно бывают двух видов: высокие арочные стрельчатые окна или круглые окна-розетки. В обоих случаях они часто монументальны по масштабу и проработаны до мельчайших деталей — достижение стало возможным благодаря использованию ажурной, декоративной, но прочной формы каменной опоры. Из-за своего размера и сложности готические витражи могли пропускать больше ослепительного света, чем когда-либо прежде.

 

Исламская архитектура

К 8 веку витражи проникли на Ближний Восток. Магия медиума подробно обсуждается в Китаб аль-Дурра аль-Макнуна («Книга сокрытой жемчужины»), кулинарной книге из цветного стекла, написанной персидским химиком Джабиром ибн Хайяном .

Джабир ибн Хайян Гебер, арабский алхимик (Фото: Wellcome Collection CC BY 4.0)

В этой рукописи Джабир ибн Хайян предлагает десятки «рецептов» цветного стекла и искусственных драгоценных камней. Для автора экспериментирование было ключом к созданию высококачественного стекла. «Первое необходимое в химии то, что вы должны выполнять практическую работу и проводить опыты, ибо тот, кто не выполняет практической работы и не делает опытов, никогда не достигнет ни малейшей степени мастерства», — писал он. «Ученых радует не изобилие материала; они радуются только совершенству своих экспериментальных методов».

В то время стекольная промышленность процветала в Ираке, Сирии, Египте и Иране. Здесь ремесленники переняли и адаптировали древнеримскую среду, используя ее для украшения мечетей, дворцов и других основных элементов исламской архитектуры окнами, богатыми по цвету и сложными узорами. Эти предметы со временем становились все более богато украшенными.

Голубая мечеть (Фото: Stock Photos from Artur Bogacki/Shutterstock)

Историки считают, что творческий подход Джабира ибн Хайяна иллюстрирует исламский подход к практике изготовления витражей. «Мусульманские и немусульманские стеклодувы, работающие в исламских районах. . . были необычайно творческими», — пишет историк Джозеф В. Мери в Средневековая исламская цивилизация: энциклопедия , «и в соответствии с общей эволюцией исламского искусства вывели это ремесло на новую техническую, технологическую и художественную высоту».

 

Американское искусство и ремесла

В 19 веке американские мастера превратили древнее искусство витража в современный вид искусства. Этот подход особенно заметен в работах Фрэнка Ллойда Райта , пионера движения «Школа прерий» — стиля архитектуры и дизайна интерьера, который подчеркивает мастерство и связь с природой.

Прозрачные окна с витражами стали неотъемлемой частью интерьеров Райтской школы прерий. Эти акценты материализовались в виде «лент непрерывного стекла» с «геометрическими абстракциями, уникальными для каждого здания, для которого они были созданы», что сделало каждое окно уникальным произведением искусства.

В то же время, когда Райт производил свои окна, другой американский стеклодув успешно переосмыслил древний вид искусства.