Skip to content

Индивидуальный проект это что такое: Индивидуальный проект – что это такое? | Статья (10, 11 класс):

Индивидуальный проект как интенсивный метод обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

УДК 377

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ИНТЕНСИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Кожухова Н.Ю., кандидат технических наук, доцент, декан факультета среднего профессионального обучения

ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»

Резюме: С введением в действие ФГОС СПО нового поколения возникает необходимость нового подхода к обучению. Одним из таких новшеств является проектная деятельность обучающихся, которая является совместной творческой деятельностью учащихся и педагога.

Ключевые слова: проектная деятельность, индивидуальный проект, среднее

профессиональное образование.

В первой половине XXI века человечество переживает вступление в научно-технологический этап развития. Наука стала непосредственной производительной силой, а знания — основным капиталом человека и общества в целом. Все это потребовало необходимость крайней перестройки подготовки специалистов, а также появления Федеральных государственных

образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения.

Одна из характерных особенностей современного развития общества, названного учеными технологической революцией, заключается в том, что «человек живет в условиях, когда уходит в прошлое индустриальный этап научно-технического прогресса с его экстенсивной технократической идеологией (любой ценой получить максимальный результат)» [1]. Новый технологический этап устанавливает «приоритет способа над результатом деятельности с учетом ее социальных, экономических, психологических последствий» [1].

На этом этапе успешное осуществление подготовки специалистов среднего звена в решающей степени зависит от интенсификации процесса обучения на основе педагогических новаций и прогрессивных образовательных технологий. Поэтому в учебно-педагогическом процессе в настоящее время делается акцент не на безграничное обогащение знаниями, а на воспитание творческих способностей, на обучение ключу к поиску знаний[6-9].

Одной из таких технологий является проектная деятельность (выполнение

Summary: With the introduction of a new generation of GEF ACT there is a need of a new approach to training. One such innovation is the design activity of students, which is a co-creative activity of students and teachers.

Keywords: project work, individual project, secondary vocational education.

деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Она является одной из личностно ориентированных технологий, способом организации

самостоятельной деятельности обучающихся, направленным на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Проектный метод строится на теории опережающего отражения действительности, получившей мировое признание, предложенной одним из выдающихся учеников И.П. Павлова П.К. Анохиным [2]. Согласно теории опережающего отражения действительности, личность формирует образ, который затем корректирует с помощью специального физиологического механизма — акцептора действия.

Теория и практика проектной деятельности и проектного обучения начала активно развиваться в конце XIX — начале ХХ веков. Подходы к пониманию сущности этих понятий в отечественной и зарубежной педагогике были различны. Русские ученые (П.Ф. Крупенин, В.В. Игнатьев, В.И. Шульгин и др.) связывали методы обучения (в том числе и проектный метод) прежде всего с проблемой развития личности, подготовки ее к жизни и труду.

За рубежом научной основой метода проектов были прагматические идеи американского философа Д. Дьюи. Он считал, что обучение надо организовывать вокруг какого-либо дела (задания).

обучающимися, получающими параллельно со средним профессиональным образованием и среднего общего образование, индивидуального проекта). Это совместная учебно-познавательная или творческая для практической реализации. В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «преподаватель» — «обучающийся». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. Сила проектного метода заключается в том, что он позволяет активизировать интеллект, развивать творческие способности обучающегося. Включается новая составляющая — «наставник-младший товарищ», которая предполагает передачу навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от преподавателя, ими обладающего, к обучающемуся. Средствами реализации образовательного проекта могут быть: совместная творческая деятельность учащихся и педагога, где обучающийся и преподаватель -равноправные партнеры, помощники и консультанты; активная мыслительная деятельность; создание реальных

образовательных и социальных ситуаций, в рамках которых учащиеся исследуют, анализируют, организуют собственную деятельность по достижению поставленных задач. Главным результатом рассмотренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников

исследовательской деятельности. Это вид профессиональной деятельности специалиста среднего звена.

Предметная область проектирования постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами проектирования, начали складываться самостоятельные направления проектирования социальных, экологических, психолого-педагогических и других процессов.

Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию педагога.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий (определение темы проекта, его назначение, тип проекта, формулировка цели и задачи проекта, определение структуры проекта, форм

В современной специальной литературе обычно используется термин «индивидуальный проект», под которой понимается творческое предопределение процесса, дающее основание которой пронизаны не только сфера материального производства, но и наука, искусство, система социальных

взаимоотношений, общественное сознание человека (в его отношении к миру, к социальной и проектной среде, в формах познания и творчества присутствует проектное переживание мира). Проектную культуру можно считать основой гармоничного взаимодействия человека с природой, обществом и технологической средой.

Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация — проблема, заключенная в ней и осознанная человеком — поиск способов разрешения проблемы — решение.

Все мы привыкли к проектной деятельности по специальным, инженерным дисциплинам, но т.к. на современном этапе развития общества необходимо использование интенсивных методов обучения, которые бы заставили обучающегося мыслить более масштабно, менее стереотипно, то необходимо расширить рамки проектной деятельности, в том числе и при обучении по программам среднего профессионального образования.

Особо популярными направлениями проектной деятельности в настоящее время становятся межпредметные проекты [4]. Межпредметные проекты могут выступать в роли интегрирующих факторов в образовании, поскольку большинство реальных учебных проблем носит в настоящее время комплексный характер, то их решение становится возможным лишь с привлечением знаний из различных учебных дисциплин.

Интеграция знаний с помощью метода проектов приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию этих знаний, что усиливает мотивацию и активность вовлечения обучающихся в учебный процесс.

Специалист среднего звена должен не только владеть всем комплексом знаний, но и владеть проектной культурой. В процессе формирования проектной культуры у будущего специалиста решается социально-педагогическая задача, состоящая в том, чтобы подготовить обучающегося к самостоятельной проектной деятельности, в которой он мог бы реализовать свои творческие способности, применить

представления информации, перспективы развития проекта). Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся. Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

На этом фоне все сильнее возрастает ответственность человека за творения его рук и разума. Современный этап развития общественного производства тесно связан с проектной культурой [3],

4. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с.

5. Семышев М.В Обучение в сотрудничестве как часть проектной технологии / М.В. Семышев, В.М. Семышева, Е.В. Андрюшенок // Международный научный журнал №6 — Москва: ООО «Спектр», 2013,с.84-88.

6. Белоус Н. М. Хорошо подготовленные кадры — успех претворения в жизнь национального приоритетного проекта «Развитие АПК» / Н. М. Белоус // Первый инвестиционный форум. Материалы Форума. -Брянск, 2007. — С. 66-68.

полученные знания, умения, навыки.

Литература

1. Атутов П.Д. Технология как предметная область трудовой подготовки школьников. -Брянск: Изд-во БГПУ, 2004.

2. Анохин П. К. Теория функциональной системы. — «Успехи физиол. наук.», 1970, т. 1, № 1, с. 19-54.

3. Атутов П.Р., Кожина О.В. и др. Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе: / П. Р. Атутов и др. // Шк. И пр-во. — 1999. — N 1. — С. 5-12.

8. Нуриев Г. Г. Принципы построения систем управления качеством образования в вузе / Г. Г. Нуриев, Н. М. Белоус // Качество инженерного образования: материалы 2-й международной научно-методической конференции. — Брянск: Изд-во БГТУ, 2005. — С. 7-13.

9. Нуриев Г. Г. Внутривузовские системы управления качеством, предпосылки к созданию, особенности разработки и внедрения / Г. Г. Нуриев, Н. М. Белоус // Актуальные проблемы повышения качества подготовки специалистов в вузе: материалы международной научно-методической конференции. — Брянск, 2005. — С. 12-18.

Индивидуальный проект 2021

Цветовая схема:


C
C
C
C


Шрифт


Arial
Times


Размер шрифта


A
A
A


Интервал между буквами


Нормальный
Увеличенный
Большой

Изображения:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 100 имени Героя Российской Федерации Трошева Г. Н.»

  • 344092, г. Ростов-на-Дону, бульвар Комарова 6
  • 8(863)235-9-777,8(863)233-5-777
  • [email protected]

Для слабовидящих
Обычная версия



Леконцева Елизавета: «Родники города Ростова-на-Дону-фактор здоровья»


Калмыкова Ольга: «Техники управления временем»