Ujutportal.comЧто же такое витраж?Слово витраж, по одной из версий происходящее от французского VITRE, по сути означает «оконное стекло». Энциклопедическое определение витража гласит: Витраж (лат.Vitrum – стекло) - картина на стекле; либо орнаментальная или сюжетная композиция, выполненная из кусков (разноцветного) стекла, разделенных металлической растяжкой. Что же такое витраж? Приведенное выше определение не полное, а касается скорее только классических витражей. Трудно подобрать настолько емкое определение, чтобы оно смогло охватить все виды витражей. Витраж – это искусство и отрасль производства, основанные на игре света, проходящего через цветное стекло. Витраж - не обязательно панно из кусочков стекла, соединенных металлическим профилем, и не обязательно плоское. Витраж может быть даже сферическим, если играет роль, например, плафона для люстры. Витраж может обходиться без металлических рамок – каждый элемент цветной стеклянной мозаики соединяется с соседними путем стеклянной спайки, или все элементы цветного панно изначально находятся на одном большом стекле, расписанном специальными красками. Существует несколько способов изготовления витражей, мы поговорим о них в специальной главе.
Раньше, в исторические времена, витражи стоили огромных денег, и позволить их себе могла только элита – лишь представители знати и королевской семьи украшали свои дома витражами. Современные технологии изготовления витражей требуют меньших усилий и времени, поэтому стоимость таких витражей гораздо ниже, чем классических. Поэтому в зависимости от технологии, применяемой при изготовлении витража, и от качества стекол и других материалов существенно отличается цена на разные витражи. Относительно простые витражи вполне доступны, и многие люди могут позволить их себе. Однако по-прежнему витраж остается имиджевым элементом интерьера, свидетельствующим о респектабельности владельца. В старину для создания витражей использовали стекла относительно небольшого размера. Стеклянные элементы будущего витража соединялись свинцовым каркасом. При строительстве храмов в качестве каркаса мог использоваться и камень, армированный металлом. Проходящие через такие витражные окна свет наполнял внутреннее помещение собора особенным цветным светом, создавая атмосферу величия и таинственности. Оказавшись в огромном соборе, пронизанном цветными лучами, падающими сверху, человек испытывал благоговейный трепет, чувствуя себя песчинкой в мироздании, ощущая все величие и великолепие божественной силы.
В настоящее время витражами украшают не только церкви и дома знати. Ими украшают многие интерьеры, и совсем не обязательно, что витраж используют только в оконных проемах. С их помощью оформляют дверные проемы, фальшпроемы в стенах, ниши, оконные фрамуги. С участием витражей можно делать стойки бара, межкомнатные перегородки, плафоны и абажуры, оформлять стены бассейна, дверцы стенных шкафов, аквариумы и даже потолки. Фантасмагорическое свечение витража днем, когда он пропускает свет, рассеивая радужные блики по стенам, сменяется совсем иным эффектом в другое время суток. Вечером, когда на улице становится темно, а в комнатах зажигается свет, витраж перестает проводить свет и воспринимается как удивительная картина. Отражая свет люстр, стекло мерцает и выглядит как цветная картина, написанная по зеркалу. Кажется, что перед вами панно, инкрустированное драгоценными камнями. Ни одному другому отделочному материалу не доступна такая степень декоративности.
ujutportal.com
Что такое витраж. Что такое витражи
Что же такое витраж?Слово витраж, по одной из версий происходящее от французского VITRE, по сути означает «оконное стекло». Энциклопедическое определение витража гласит: Витраж (лат.Vitrum – стекло) - картина на стекле; либо орнаментальная или сюжетная композиция, выполненная из кусков (разноцветного) стекла, разделенных металлической растяжкой. Что же такое витраж? Приведенное выше определение не полное, а касается скорее только классических витражей. Трудно подобрать настолько емкое определение, чтобы оно смогло охватить все виды витражей. Витраж – это искусство и отрасль производства, основанные на игре света, проходящего через цветное стекло. Витраж - не обязательно панно из кусочков стекла, соединенных металлическим профилем, и не обязательно плоское. Витраж может быть даже сферическим, если играет роль, например, плафона для люстры. Витраж может обходиться без металлических рамок – каждый элемент цветной стеклянной мозаики соединяется с соседними путем стеклянной спайки, или все элементы цветного панно изначально находятся на одном большом стекле, расписанном специальными красками. Существует несколько способов изготовления витражей, мы поговорим о них в специальной главе.
Раньше, в исторические времена, витражи стоили огромных денег, и позволить их себе могла только элита – лишь представители знати и королевской семьи украшали свои дома витражами. Современные технологии изготовления витражей требуют меньших усилий и времени, поэтому стоимость таких витражей гораздо ниже, чем классических. Поэтому в зависимости от технологии, применяемой при изготовлении витража, и от качества стекол и других материалов существенно отличается цена на разные витражи. Относительно простые витражи вполне доступны, и многие люди могут позволить их себе. Однако по-прежнему витраж остается имиджевым элементом интерьера, свидетельствующим о респектабельности владельца. В старину для создания витражей использовали стекла относительно небольшого размера. Стеклянные элементы будущего витража соединялись свинцовым каркасом. При строительстве храмов в качестве каркаса мог использоваться и камень, армированный металлом. Проходящие через такие витражные окна свет наполнял внутреннее помещение собора особенным цветным светом, создавая атмосферу величия и таинственности. Оказавшись в огромном соборе, пронизанном цветными лучами, падающими сверху, человек испытывал благоговейный трепет, чувствуя себя песчинкой в мироздании, ощущая все величие и великолепие божественной силы.
В настоящее время витражами украшают не только церкви и дома знати. Ими украшают многие интерьеры, и совсем не обязательно, что витраж используют только в оконных проемах. С их помощью оформляют дверные проемы, фальшпроемы в стенах, ниши, оконные фрамуги. С участием витражей можно делать стойки бара, межкомнатные перегородки, плафоны и абажуры, оформлять стены бассейна, дверцы стенных шкафов, аквариумы и даже потолки. Фантасмагорическое свечение витража днем, когда он пропускает свет, рассеивая радужные блики по стенам, сменяется совсем иным эффектом в другое время суток. Вечером, когда на улице становится темно, а в комнатах зажигается свет, витраж перестает проводить свет и воспринимается как удивительная картина. Отражая свет люстр, стекло мерцает и выглядит как цветная картина, написанная по зеркалу. Кажется, что перед вами панно, инкрустированное драгоценными камнями. Ни одному другому отделочному материалу не доступна такая степень декоративности.
ujutportal.com
Что такое витраж. Что такое витражи
Слово витраж, по одной из версий происходящее от французского VITRE, по сути означает «оконное стекло». Энциклопедическое определение витража гласит: Витраж (лат.Vitrum – стекло) - картина на стекле; либо орнаментальная или сюжетная композиция, выполненная из кусков (разноцветного) стекла, разделенных металлической растяжкой. Приведенное выше определение не полное, а касается скорее только классических витражей. Трудно подобрать настолько емкое определение, чтобы оно смогло охватить все виды витражей. Витраж – это искусство и отрасль производства, основанные на игре света, проходящего через цветное стекло. Витраж - не обязательно панно из кусочков стекла, соединенных металлическим профилем, и не обязательно плоское. Витраж может быть даже сферическим, если играет роль, например, плафона для люстры. Витраж может обходиться без металлических рамок – каждый элемент цветной стеклянной мозаики соединяется с соседними путем стеклянной спайки, или все элементы цветного панно изначально находятся на одном большом стекле, расписанном специальными красками. Существует несколько способов изготовления витражей, мы поговорим о них в специальной главе. Раньше, в исторические времена, витражи стоили огромных денег, и позволить их себе могла только элита – лишь представители знати и королевской семьи украшали свои дома витражами. Современные технологии изготовления витражей требуют меньших усилий и времени, поэтому стоимость таких витражей гораздо ниже, чем классических. Поэтому в зависимости от технологии, применяемой при изготовлении витража, и от качества стекол и других материалов существенно отличается цена на разные витражи. Относительно простые витражи вполне доступны, и многие люди могут позволить их себе. Однако по-прежнему витраж остается имиджевым элементом интерьера, свидетельствующим о респектабельности владельца. В старину для создания витражей использовали стекла относительно небольшого размера. Стеклянные элементы будущего витража соединялись свинцовым каркасом. При строительстве храмов в качестве каркаса мог использоваться и камень, армированный металлом. Проходящие через такие витражные окна свет наполнял внутреннее помещение собора особенным цветным светом, создавая атмосферу величия и таинственности. Оказавшись в огромном соборе, пронизанном цветными лучами, падающими сверху, человек испытывал благоговейный трепет, чувствуя себя песчинкой в мироздании, ощущая все величие и великолепие божественной силы. В настоящее время витражами украшают не только церкви и дома знати. Ими украшают многие интерьеры, и совсем не обязательно, что витраж используют только в оконных проемах. С их помощью оформляют дверные проемы, фальшпроемы в стенах, ниши, оконные фрамуги. С участием витражей можно делать стойки бара, межкомнатные перегородки, плафоны и абажуры, оформлять стены бассейна, дверцы стенных шкафов, аквариумы и даже потолки. Фантасмагорическое свечение витража днем, когда он пропускает свет, рассеивая радужные блики по стенам, сменяется совсем иным эффектом в другое время суток. Вечером, когда на улице становится темно, а в комнатах зажигается свет, витраж перестает проводить свет и воспринимается как удивительная картина. Отражая свет люстр, стекло мерцает и выглядит как цветная картина, написанная по зеркалу. Кажется, что перед вами панно, инкрустированное драгоценными камнями. Ни одному другому отделочному материалу не доступна такая степень декоративности. ujutportal.comЧто же такое витраж?
Что такое витраж
Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности.
Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж . Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.
Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют.
Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.
Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.
Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий.
Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей вытесняет светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи.
В мире сохранилось много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Имя автора или мастера нередко подсказывает нам художественную ценность того или иного произведения искусства. Однако, немало замечательных витражей создано руками мастеров, чьи имена остались для нас неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии и других странах. Достойны внимания витражи, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Что касается искусственного освещения витражей, хотя бы и лампами дневного света, то установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветных эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года. Возможно, конечно, в отдельных случаях применение специальных установок с синхронно сменяющимся искусственным освещением, но это уже относится к области дорогостоящего оборудования и едва ли оправданных эффектов.
Витраж - стеклянная картина, мозаика или ковер, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют.
Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.
По одним литературным источникам известно, что при раскопках городов древней Италии Помпеев и Геркуланума, погибших в 79 году н. э. при извержении Везувия, обнаружены цветные стеклянные мозаичные полы, настенная живопись и фрагменты витражей. По другим источникам в Помпеях обнаружена только стеклянная мозаика полов и стен, так как в домах окон было мало и то большей частью без стекол. Но употребление оконного стекла подтверждается найденными при раскопках кусками матового или, быть может, непрозрачного стекла.
Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы ажуры окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах. Весьма вероятно, что в больших окнах краски применялись интенсивные и яркие, в малых окнах бледные и спокойные.
Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства и стало равноправным в числе других отраслей и видов искусства.
С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла и развилась в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу.
Для изготовления витража с человеческими фигурами применяли свинец и черную краску.
www.art-glazkov.ru
Что такое Витраж?
- Авто и мото
- Автоспорт
- Автострахование
- Автомобили
- Сервис, Обслуживание, Тюнинг
- Сервис, уход и ремонт
- Выбор автомобиля, мотоцикла
- ГИБДД, Обучение, Права
- Оформление авто-мото сделок
- Прочие Авто-темы
- ДОСУГ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
- Искусство и развлечения
- Концерты, Выставки, Спектакли
- Кино, Театр
- Живопись, Графика
- Прочие искусства
- Новости и общество
- Светская жизнь и Шоубизнес
- Политика
- Общество
- Общество, Политика, СМИ
- Комнатные растения
- Досуг, Развлечения
- Игры без компьютера
- Магия
- Мистика, Эзотерика
- Гадания
- Сны
- Гороскопы
- Прочие предсказания
- Прочие развлечения
- Обработка видеозаписей
- Обработка и печать фото
- Прочее фото-видео
- Фотография, Видеосъемка
- Хобби
- Юмор
- Другое
- Военная служба
- Золотой фонд
- Клубы, Дискотеки
- Недвижимость, Ипотека
- Прочее непознанное
- Религия, Вера
- Советы, Идеи
- Идеи для подарков
- товары и услуги
- Прочие промтовары
- Прочие услуги
- Без рубрики
- Бизнес
- Финансы
- здоровье и медицина
- Здоровье
- Беременность, Роды
- Болезни, Лекарства
- Врачи, Клиники, Страхование
- Детское здоровье
- Здоровый образ жизни
- Красота и Здоровье
- Eда и кулинария
- Первые блюда
- Вторые блюда
- Готовим в …
- Готовим детям
- Десерты, Сладости, Выпечка
- Закуски и Салаты
- Консервирование
- На скорую руку
- Напитки
- Покупка и выбор продуктов
- Прочее кулинарное
- Торжество, Праздник
- Знакомства, любовь, отношения
- Дружба
- Знакомства
- Любовь
- Отношения
- Прочие взаимоотношения
- Прочие социальные темы
- Расставания
- Свадьба, Венчание, Брак
- Компьютеры и интернет
- Компьютеры
- Веб-дизайн
- Железо
- Интернет
- Реклама
- Закуски и Салаты
- Прочие проекты
- Компьютеры, Связь
- Билайн
- Мобильная связь
- Мобильные устройства
- Покупки в Интернете
- Программное обеспечение
- Java
- Готовим в …
- Готовим детям
- Десерты, Сладости, Выпечка
- Закуски и Салаты
- Консервирование
- образование
- Домашние задания
- Школы
- Архитектура, Скульптура
- бизнес и финансы
- Макроэкономика
- Бухгалтерия, Аудит, Налоги
- ВУЗы, Колледжи
- Образование за рубежом
- Гуманитарные науки
- Естественные науки
- Литература
- Публикации и написание статей
- Психология
- Философия, непознанное
- Философия
- Лингвистика
- Дополнительное образование
- Самосовершенствование
- Музыка
- наука и техника
- Технологии
- Выбор, покупка аппаратуры
- Техника
- Прочее образование
- Наука, Техника, Языки
- Административное право
- Уголовное право
- Гражданское право
- Финансовое право
- Жилищное право
- Конституционное право
- Право социального обеспечения
- Трудовое право
- Прочие юридические вопросы
- путешествия и туризм
- Самостоятельный отдых
- Путешествия
- Вокруг света
- ПМЖ, Недвижимость
- Прочее о городах и странах
- Дикая природа
- Карты, Транспорт, GPS
- Климат, Погода, Часовые пояса
- Рестораны, Кафе, Бары
- Отдых за рубежом
- Охота и Рыбалка
- Документы
- Прочее туристическое
- Работа и карьера
- Обстановка на работе
- Написание резюме
- Кадровые агентства
- Остальные сферы бизнеса
- Отдел кадров, HR
- Подработка, временная работа
- Производственные предприятия
- Профессиональный рост
- Прочие карьерные вопросы
- Работа, Карьера
- Смена и поиск места работы
- Собственный бизнес
- Трудоус
woprosi.ru
Что такое художественные витражи? | Строительный журнал
19.05.2017 Опубликовано в рубрике: Дизайн интерьера, Предметы интерьера и мебель
Слово витраж буквально означает остекление (vitre в переводе с французского и латинское vitrum означают стекло). При этом речь не идет об обычном остеклении. Витраж — это произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла. Как правило, используется для сквозных проёмов — оконных, дверных. Но также витражная техника может быть применена и в настенном панно, декоративных колоннах, перегородках и даже потолках. Издавна художественный витраж используется в храмах и соборах. Витражи придают храмам еще больше величия, создают определенную атмосферу. В ранних христианских храмах из тонких прозрачных пластин алебастра, селенита в окнах составляли орнаменты. Витражи с сюжетами появились в соборах Германии, Франции. Витражи готических соборов зачастую изображали сцены из быта и религии. Художественные витражи разделяют на различные типы, в зависимости от используемой техники изготовления.
Самый распространенный — витраж «Тиффани». В конце 19 века американский художник Льюис К. Тиффани изобрел достаточно несложную технику. Из стекла вырезаются элементы, согласно эскизам. Обматываются по периметру фольгой из меди и соединяются спаиванием. Несмотря на простоту изготовления, эта техника позволяет выполнять очень сложные композиции, при этом ширина шва между стеклянными элементами достаточно тонкая — примерно 1,5 мм. Классический витраж с использованием свинца не может соревноваться с «тиффани» шириной швов, здесь она значительно выше (5-6 мм). Тем не менее, эта техника известна с 10 века и до настоящего времени осталась неизменной. Стеклянные элементы композиции соединяются между собой свинцовой протяжкой. Отдельные части протяжки соединяют спайкой. Мягкость свинца приводит к тому, что витражная композиция со временем деформируется. Так называемая текучесть — недостаток этой техники. Но, несмотря на это свойство, классическая техника широко распространена в Западной Европе и в настоящие дни.
А в России используется вариация классической техники, но с использованием латунной протяжки. Латунь обладает более высокой прочностью и жесткостью. В южных странах популярны витражи, выполненные в бетонной или гипсовой оправе. Первые из таких художественных витражей — аравийские — датируются 13 веком. Здесь стеклянные элементы соединяются в единое полотно гипсовым или бетонным каркасом. В настоящее время эта техника практически не используется, а в Советском Союзе была достаточно популярна. В 70-80х годах 20го века в СССР также были популярны художественные витражи в алюминиевой протяжке. Монументальные витражи с простым рисунком изготовлены именно с алюминиевым профилем. Технологии изготовления витражей не стоят на месте, появляются и новые. Как, например, фьюзинг (спекание).
С помощью фьюзинга получается монолитное изделие — при изготовлении на стекло накладывают слои цветных стекол и нагревают до спекания. Эта техника — находка для художника, с ее помощью он получает широкие возможности. Некоторые технологии комбинируют между собой, получая смешанные техники. Кроме того, существует и такой вид витражей как псевдовитражи. На стекло наносят краски или пленки по эскизу. Ценность витража состоит не в стоимости исполнения, материалов, а в том удовольствии, которое он несёт. Он придает пространству особый эффект. Лучи солнца, проходящие сквозь прозрачные цветные элементы композиции придают особую яркость интерьеру, принося наблюдателю прекрасное настроение.
sjthemes.com
Что такое художественные витражи?
Слово витраж буквально означает остекление (vitre в переводе с французского и латинское vitrum означают стекло). При этом речь не идет об обычном остеклении. Витраж — это произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла. Как правило, используется для сквозных проёмов — оконных, дверных. Но также витражная техника может быть применена и в настенном панно, декоративных колоннах, перегородках и даже потолках.
Издавна художественный витраж используется в храмах и соборах. Витражи придают храмам еще больше величия, создают определенную атмосферу. В ранних христианских храмах из тонких прозрачных пластин алебастра, селенита в окнах составляли орнаменты. Витражи с сюжетами появились в соборах Германии, Франции. Витражи готических соборов зачастую изображали сцены из быта и религии.
Художественные витражи разделяют на различные типы, в зависимости от используемой техники изготовления.
Самый распространенный — витраж «Тиффани». В конце 19 века американский художник Льюис К. Тиффани изобрел достаточно несложную технику. Из стекла вырезаются элементы, согласно эскизам. Обматываются по периметру фольгой из меди и соединяются спаиванием. Несмотря на простоту изготовления, эта техника позволяет выполнять очень сложные композиции, при этом ширина шва между стеклянными элементами достаточно тонкая — примерно 1,5 мм.
Классический витраж с использованием свинца не может соревноваться с «тиффани» шириной швов, здесь она значительно выше (5-6 мм). Тем не менее, эта техника известна с 10 века и до настоящего времени осталась неизменной. Стеклянные элементы композиции соединяются между собой свинцовой протяжкой. Отдельные части протяжки соединяют спайкой. Мягкость свинца приводит к тому, что витражная композиция со временем деформируется. Так называемая текучесть — недостаток этой техники. Но, несмотря на это свойство, классическая техника широко распространена в Западной Европе и в настоящие дни. А в России используется вариация классической техники, но с использованием латунной протяжки. Латунь обладает более высокой прочностью и жесткостью.
В южных странах популярны витражи, выполненные в бетонной или гипсовой оправе. Первые из таких художественных витражей — аравийские — датируются 13 веком. Здесь стеклянные элементы соединяются в единое полотно гипсовым или бетонным каркасом. В настоящее время эта техника практически не используется, а в Советском Союзе была достаточно популярна.
В 70-80х годах 20го века в СССР также были популярны художественные витражи в алюминиевой протяжке. Монументальные витражи с простым рисунком изготовлены именно с алюминиевым профилем.
Технологии изготовления витражей не стоят на месте, появляются и новые. Как, например, фьюзинг (спекание). С помощью фьюзинга получается монолитное изделие — при изготовлении на стекло накладывают слои цветных стекол и нагревают до спекания. Эта техника — находка для художника, с ее помощью он получает широкие возможности.
Некоторые технологии комбинируют между собой, получая смешанные техники. Кроме того, существует и такой вид витражей как псевдовитражи. На стекло наносят краски или пленки по эскизу.
Ценность витража состоит не в стоимости исполнения, материалов, а в том удовольствии, которое он несёт. Он придает пространству особый эффект. Лучи солнца, проходящие сквозь прозрачные цветные элементы композиции придают особую яркость интерьеру, принося наблюдателю прекрасное настроение.
lucipold для женского интернет журнала LadyElena.ru
Загрузка...ladyelena.ru
Что такое витраж - MicroArticles
Для обозначения мозаики расписных оконных стекол, называемой у нас витражами, в европейских языках нет единого по форме и однозначного по содержанию термина. При наименовании этих произведений (например: stained glass windows, painted glass - в английском языке; Glasgemalde - в немецком) описательными понятиями пользуются далеко не случайно. Их смысл указывает на то, что производство витражей как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства появилось в сравнительно недавнее историческое время. И только французский термин "vitrail", от которого происходит и наше название "витраж", содержит в своей основе латинское слово "vitrum", указывающее на предысторию этого вида искусства.
Первые сведения об использовании стекла в отделке общественных зданий мы находим в трактате Плиния Старшего "Naturalis historia". Подробно излагая историю искусства создания павиментов (наборных полов, в основе которых лежат живописные картины), Плиний отмечает, что только в его время, то есть не ранее последней четверти I века до н. э., "вытесненные с земли павименты перешли на своды, уже из стекла" . Позднее в литературе имеются лишь отдельные упоминания об использовании цветного стекла в оконных переплетах. Они относятся к IV-VII векам и происходят из Византии. Первые прототипы средневекового витража, обнаруженные в церквях монастырей Джарроу и Монкуирмот на северо-востоке Англии, датируются 7 веком. Здесь уже использованы орнаментальные и фигурные стекла, хотя и не окрашенные. Возможно, старейшим из дошедших до нас фрагментов витражей с полноценной росписью является голова из лоршского монастыря (ныне хранится в музее земли Гессен в Дармштадте). Датируют этот фрагмент по-разному, однако, вероятнее всего, он был создан во второй половине 9 века.
Вплоть до начала 12 столетия витражи встречались редко, хотя в письменных источниках сообщается, что церкви уже украшали выполненными из цветного стекла сценами из Библии и житий святых, а также монументальными портретами отдельных исторических и легендарных лиц. В Средние века сведения о живописных стеклах встречаются в источниках XI столетия. Ученый монах Феофил в книге "Scedula diversarum artium" писал: "Ты, кто прочтешь эту книгу! Я не скрыл от Тебя ничего, что мне известно. Я научил Тебя тому, что знают многие греки в искусстве подбора и смешения красок, итальянцы - в чеканке серебра, в нарезах слоновой кости, шлифовке тонких камней, чем славна Тоскана, в искусствах Дамаска, какими владеют арабы, тому, чем сильна Германия: в ковке золота, железа, меди; в сочетании драгоценного и блестящего оконного стекла, какими славна Франция".
Наиболее ранние из сохранившихся витражей, созданные в середине XI века, находятся в Германии. Они вставлены в оконные проемы центрального нефа Аугсбургского собора. Известно, что аугсбургские витражи были изготовлены в монастыре Тегернзее, расположенном неподалеку от Аугсбурга, где в XI веке были витражные мастерские.
К 1140-1144 годам относятся витражи церкви Сен-Дени близ Парижа, сохранившиеся до наших дней лишь во фрагментах. Художественная школа, находившаяся при монастыре Сен-Дени, развивалась под руководством министра короля Людовика VII - аббата Сугерия. Для поднятия престижа королевской власти Сугерий предпринял строительство собора Сен-Дени, служившего усыпальницей французских королей. Для украшения собора он пригласил крупнейших мастеров своего времени, которые значительно расширили круг сюжетов, традиционно использовавшихся в композиции витражей. Заимствованные из Библии, эти сюжеты давали простор для творческой фантазии художников. В Сен-Дени соединились элементы и мотивы, которые мы теперь считаем характерными признаками готического искусства, став основой для возникновения нового стиля - готики.
Прозрачность строений готической архитектуры привела к практически полному исчезновению сплошного пространства стен, а тем самым - и главного носителя живописных изображений, использовавшихся в романском искусстве. Компактное стенное пространство романской эпохи преобразовалось в готическую просвечивающую систему колонн и окон. Первыми соборами, построенными в готическом стиле, были Нотр-Дам в Париже и Кентерберийский собор. В ходе многочисленных перестроек в Кентербери хоры часовни Святой Троицы, апсида и усыпальница Томаса Бекета получили новые большие окна, заполненные историческими сюжетами. В усыпальнице впервые в средневековом искусстве были созданы повествовательные описания современных событий.
Наивысшего подъема витражное искусство Франции достигло в XIII веке. Главный центр производства расписных стекол переместился в Шартр, где образовалась самостоятельная школа мастеров. Известно, что только за первую половину XIII века художниками этой школы были изготовлены витражи более чем для 200 готических окон. Эти данные свидетельствуют о размахе деятельности и популярности шартрских мастеров. Шартрская школа в начале XIII века играла ту же роль, что и Сен-Дени в XII столетии.
Во второй половине XIII века и далее - в течение XIV столетия, с историческим нисхождением готики, предпосылки для дальнейшего продуктивного развития витража оказываются утраченными. Весь дальнейший путь живописи (ответвлением которой в своем существе явился в ту пору витраж как вид искусства, оперирующий фигуративными красочными изображениями на плоскости) во времена поздней готики и, в особенности, с наступлением Раннего Ренессанса, был направлен на нарастающее объективирование зримых образов, на все более тесное их соотнесение с реальной эмпирией. Этот путь означал неминуемый отход от тех форм претворения, которые в пору ранней и зрелой готики дали в искусстве витража примеры высочайшей художественной результативности. Отступая от принципов монументальной мозаики цветовых плоскостей, витраж с своей изобразительной сути и в технических приемах все более приближался к живописной картине, неизбежно утрачивая при этом изначально присущие ему сильные качества. Решающим признаком витражных созданий времен зрелой готики была их ансамблевость, в своем предельном выражении объединявшая обширные циклы оконных композиций во всеохватывающую изобразительную оболочку храмового интерьера. Вразрез с этим в поздней готике и в еще большей мере в раннеренессансные десятилетия в искусстве витража нарастают черты станковости и, как естественно следствие этого, устанавливается "штучность" витражных работ, превращение их в отдельные автономные объекты, сопутствуемое утратой подлинной монументальности. А с наступлением Ренессанса, с исчезновением каркасных форм готической архитектуры витраж лишается естественной среды своего существования и утрачивает статус эпохально-значимой художественной отрасли, равноправной с другими видами искусства.
www.microarticles.ru