Освещение растений. Часть 3: Выбор системы освещения. Что такое искусное освещение
Паронимы «искусный» и «искусственный» — значение и разница слов
- Словарь паронимов
- И
- искусный - искусственный
Слова «искусный» и «искусственный» являются паронимами — созвучными и схожими в написании словами, но имеющими разное значение. Слова образуют паронимическую пару части речи имя прилагательное. Тип паронимов: полные. Объясним значение, покажем разницу слов на примерах.
ПечататьРазница в написании и ударении: иску́сный и иску́сственный.
искусный
Значение1. Умелый, хорошо знающий своё дело. 2. Умело, хорошо выполненный.Примеры словосочетаний• 1) искусный мастер, ювелир, пианист, фокусник, фехтовальщик;• искусные руки;• 2) искусный чертёж;• искусная резьба, отделка, утончённость, работа;• искусное исполнение.Известные выраженияИскусный плаватель и на море не утонет (умелому, хорошо знающему своё дело человеку ничто не страшно).Примеры предложенийВ истории он [Потап Зайков] известен как искусный штурман. (Л. Пасенюк, «Иду по Командорам»)Тот, кто претендовал на лучшую отметку ..., брал самый трудный проект, требовавший искусного черчения и длительных расчётов. (М.Павлов, «Воспоминания металлурга»)
искусственный
Значение1. только полн. ф. Не природный, ненатуральный, сделанный наподобие настоящего, природного. 2. Притворный, неискренний.Примеры словосочетаний• 1) искусственное озеро, орошение, опыление, освещение;•
искусственные зубы, цветы, волосы;•
искусственный шёлк;•
2) искусственный смех;•
искусственная радость, весёлость, бодрость.Известные выраженияИскусственное дыхание (восстановление дыхательных движений лёгких с помощью особых приёмов; мед.). Искусственный спутник (космический летательный аппарат, движущийся по околоземной орбите).Примеры предложенийИнженер с любопытством смотрел на эту возню, на людей, сновавших вокруг искусственной горы. (В.Ярошенко, «Люди и сокровища»)Однако, попробовав, он [Брюллов] отказывается от этого замысла, объясняя обществу, что искусственное огненное освещение ему не удаётся. (Г.Леонтьева, «Карл Брюллов»)[Елена Андреевна:] Любовь была не настоящая, искусственная, но ведь мне казалось тогда, что она настоящая. (А.Чехов, «Дядя Ваня»)ru-paronym.ru
Строительный сайт - Истинное искусство искусственного света
Как правило, оформляя интерьер, освещение мы оставляем на потом. Огромный выбор представленных сегодня осветительных систем и приборов обнадеживает и усыпляет бдительность. Казалось бы, что сложного: прийти в магазин и купить то, что понравилось. Меж тем, являясь одной из важнейших составляющих искусства дизайна, освещение требует к себе куда более осмысленного подхода, предварительного планирования и профессиональных знаний.
Сколько раз красивый и стильный интерьер в одночасье превращался во вполне обыденную обстановку со стандартным набором предметов мебели. Как часто ожидаемый эстетический эффект не оправдывал надежд, а помещение становилось неудобным и непрактичным. Оказывается, самый дорогой и эксклюзивный вид отделки способен «потеряться», цвет, текстура и объем радикально измениться, а прочие дизайнерские «фишки» попросту рухнуть, стоит лишь… включить свет. Все это не детские страшилки, а вполне взрослые и насущные вопросы, связанные с проблемой освещения жилого пространства.
Чтобы не пришлось на кухне готовить с фонариком, а в спальне ощущать себя словно на операционном столе, в прихожей сильно щуриться, пытаясь разглядеть, кто пришел, а входя в ванную, всякий раз зажмуриваться от неестественно яркого света, необходимо учесть множество моментов. Ведь самое лучшее освещение - то, которое наиболее всего соответствует практическим целям и эстетическим задачам каждого помещения.
ТО, ЧТО ЕСТЕСТВЕННО
К сожалению, часто мы недооцениваем, а то и вовсе забываем о роли естественного освещения. А ведь именно оно и является той самой «исходной точкой», с которой следует начинать придумывать, рассчитывать, планировать и изобретать.
В большинстве случаев в роли источников естественного света в доме выступают окна и балконы. Их значение тем более возрастает, если дом изначально планировался с учетом природно-географических особенностей местности и с разумным расположением внутренних помещений, както: спальня - на север, гостиная - на запад, кабинет - на восток и т. д. Кроме того, в загородном доме дополнительным источником естественного света зачастую становятся так называемые слуховые окна, те самые, что в потолке верхнего этажа, наклонные и вносят изюминку в любой интерьер. По правде сказать, хотя о вкусах и не спорят, учесть стороны света все же не помешает.
Итак, не мудрствуя лукаво, признаем: от расположения, размеров и количества окон зависит выбор цветовой гаммы самого помещения, мебели для него, аксессуаров и прочих немаловажных «вещиц». Так, скажем, в комнате с недостаточным поступлением дневного света предпочтительнее использовать более светлые тона. В этом случае помещение будет казаться светлее, больше и уютнее. При чрезмерном же естественном свете для убранства разумнее всего использовать более темные тона; это придаст обстановке спокойствие и гармонию. Еще один немаловажный момент - выбор тканей или материалов для занавесок, штор и жалюзи. Именно они выступают в роли «механизма», позволяющего регулировать поток естественного света. По сути, декоративное убранство окна выполняет ту же функцию, что и абажур в электрическом светильнике: например, прозрачные ткани помогут рассеять яркий режущий свет и превратить его в теплое и ненавязчивое освещение; а вот, скажем, жалюзи - сделать помещение светлее или темнее по собственному усмотрению.
В идеале вся система искусственного освещения также целиком и полностью должна планироваться в соответствии с количеством света, поступающим с улицы. К сожалению, в наших широтах естественного освещения даже в дневное время суток, как правило, не хватает. Поэтому и приходится изощряться, идти на разного рода хитрости и выдумывать многочисленные уловки, дающие дополнительный приток света.
И ТО, ЧТО ИСКУСНО
В отличие от естественного освещения, искусственный свет хорош в первую очередь тем, что его мы можем регулировать, сообразуясь с сиюминутными потребностями. Неважно, сырость ли за окном, серость или непогода, всегда можно сделать так, чтобы в комнате было тепло и светло. Сегодня для этого существуют электрические лампы; раньше были свечи, керосинки, камины, факелы и прочие приспособления. Завтра наверняка появится что-нибудь еще.
При планировании систем освещения жилого пространства следует исходить из того, что свет должен быть прежде всего удобным и уместным, а также соответствовать целям помещения. При этом, однако, не стоит забывать и о сугубо декоративных возможностях света; благодаря им одно и то же пространство может казаться больше или меньше по площади, теплее или холоднее по гамме, агрессивнее или спокойнее по духу и т. д.
В частности, при включенном ярком верхнем свете комната обязательно будет представляться больше. Кроме того, именно освещение играет главную роль при создании различного рода стилизаций, имитаций и театральных эффектов. Так, например, местное освещение поможет подчеркнуть декоративные особенности той или иной обстановки, допустим, резьбу старинной мебели или оттенок коврового покрытия, предметы изобразительного искусства или витраж и т. д. А может, напротив, свести эффект удачно оформленного интерьера на нет.
Исходя из вышесказанного, можно обозначить несколько типов искусственного освещения - общее, местное и декоративное. Первое достигается путем применения потолочных и настенных светильников и предназначено для освещения всего пространства целиком. До недавнего времени его эксплуатировали наиболее активно. Однако культурная традиция последних лет во многом опровергла существующие каноны и теперь вполне допускает наличие в интерьере лишь второго типа освещения, то есть локального. С его помощью можно обеспечить направленный свет в тех местах, где это необходимо. Например, на кухне, где мы готовим пищу, или в гостиной, где предпочитаем читать. Для этих целей подходят торшеры, настольные, а также галогенные или люминесцентные лампы. И наконец, третий тип освещения, не имеющий, казалось бы, никакой сугубо практической функции и вместе с тем все чаще становящийся обязательным элементом любого интерьера. Декоративное освещение. Именно с его помощью самую обычную обстановку можно превратить в изысканную. Именно оно способно как нельзя лучше подчеркнуть те или иные достоинства помещения. В качестве источников декоративного освещения могут выступать всевозможные виды светильников, в том числе и специальные лампы, и прожекторы, оснащенные разноцветными фильтрами, и просто обычные свечи.
ВАТТЫ В ЛЮКСАХ
Если действовать строго по науке, то, организовывая освещение, необходимо учитывать количество света, производимое каждым отдельным источником. Для этого существует специальная серия стандартных цифровых показателей, характеризующих оптимальную освещенность для различных зон жилого пространства. Так, например, рабочую часть кухни следует освещать из расчета примерно 200 люкс на квадратный метр; для комнат, ванных и коридоров достаточно 100 люкс; а вот, скажем, для спальни вполне хватит и 50. Распространено мнение, что чем больше ламп, соответственно, чем светлее, тем лучше. Это в корне ошибочно. Наши глаза одинаково устают как от недостаточного, так и от слишком яркого освещения. Необходимо выбрать оптимальный уровень освещенности. Как правило, на большинстве продаваемых в магазинах приборов указывается количество потребляемой ими энергии (в ваттах) и производимого ими света (в люксах). Таким образом, нетрудно подсчитать, сколько лампочек и какой мощности будет достаточно в каждом конкретном случае. Дело за малым - остается лишь выбрать светильники, соответствующие общему стилю интерьера.
Для начала следует различать два типа ламп. К первым относят так называемые лампы накаливания, или, как их еще называют, вольфрамовые, - в виде груши, дающие теплый свет желтоватого оттенка, создающий обстановку спокойствия и уюта. Второй тип - газоразрядные лампы. Они светят белым или голубоватым довольно холодным светом, зато, в отличие от ламп накаливания, не нагреваются. Наиболее известные представители этой группы - флюоресцентные и неоновые лампы. Как правило, в интерьере встречаются оба типа ламп, сочетание которых и позволяет достичь наиболее удачного равновесия декоративного и утилитарного.
ТИПОЛОГИЯ НА ЗАМЕТКУ
Впору поговорить о различных типах светильников. Начнем с потолочных. Висячие светильники традиционно используются для создания общего освещения. Их свет объединяет пространство, однако если в помещении высокие потолки, то его часто бывает недостаточно. Потолочный светильник, оснащенный большим и широким абажуром, чрезвычайно хорош, скажем, для освещения обеденного стола. А вот многорожковая люстра станет незаменимой в обстановке, например, большой парадной залы. Главное - правильно рассчитать высоту осветительного прибора, чтобы он не выглядел одиноким и бесполезным где-то там под потолком или, наоборот, не стал причиной шишек и синяков у наиболее рослых гостей дома. Идеально, если потолочный осветительный прибор можно регулировать по высоте.
Наряду с висячими сегодня довольно часто используются и встроенные потолочные светильники. Как правило, такой тип освещения применяется в виде нескольких групп источников света, каждая из которых освещает определенную зону пространства и управляется отдельным выключателем. Обычно встроенные лампы используются в качестве общего освещения, однако их можно установить и для локальной подсветки. К встроенным светильникам также относят и те, которые монтируются в различных архитектурных элементах интерьера, например, в карнизах, полках, перегородках и т. д. Последние выполняют сугубо декоративную роль, зачастую буквально видоизменяя пространство - все целиком или высвечивая отдельные, наиболее яркие его фрагменты.
Чрезвычайно популярны сегодня и напольные светильники, иначе - торшеры. У них масса преимуществ. Во-первых, они сами по себе уже являются украшением обстановки. Во-вторых, не привязаны к определенному месту, их легко можно переставлять. Поэтому-то торшеры особенно удобны там, где в одном и том же помещении каждый занимается своим делом. Благодаря огромному выбору этих светильников их сложно отнести к одному определенному типу освещения: свет торшера может быть направлен и к потолку, и к полу, может использоваться для общего освещения, а может и вовсе походить на высокую настольную лампу.
Кстати, о настольных лампах. Функциональные и эстетические характеристики светильников этого типа также довольно разнообразны. Настольная лампа может быть как просто художественно-декоративным изделием, так и вполне полезным в интерьере элементом. В любом случае она служит источником дополнительного света, столь незаменимым при недостаточном общем.
Следующий способ освещения - рельсовый светильник или рампа. Эта осветительная система образована рельсом, который выступает в качестве опоры, и несколькими установленными на нем источниками света, которые можно перемещать. Обычно рампа является модульной, а значит, из ее отдельных элементов можно составлять различные комбинации. Все вместе это существенно расширяет как функциональные, так и декоративные возможности подобной осветительной системы и ставит ее в один ряд с наиболее популярными сегодня способами освещения. Ее целесообразно использовать там, где нередко происходит перестановка или меняется назначение помещения, например если гостиная, служащая местом для приема гостей, превращается в столовую залу или место семейного отдыха. В любом случае рампа удобна уже одним тем, что позволяет направлять потоки света в разные стороны в зависимости от необходимости.
Еще один вид светильников - точечные, или фокусные. С их помощью можно создавать абсолютно разные типы освещения в интерьере, в зависимости от наших потребностей, особенностей обстановки и практических задач. Так, фокусные светильники могут быть направлены на стены, отчего помещение будет казаться намного просторнее. А могут светить строго вверх, высвечивая, к примеру, декоративную лепнину на потолке. Нередко точечный светильник используется и там, где необходимо осветить рабочее место за письменным столом.
И наконец, настенные светильники - иными словами, бра. Их используют как для организации общего света, например в коридоре, холле, на лестнице коттеджа, так и для местного освещения определенной части комнаты, в частности ванной. Нередко бра с направленным вниз светом применяют и в качестве подсветки для картин или иных ценных предметов обстановки, однако чаще всего они служат для прикроватной подсветки в спальне.
Любое освещение должно быть организовано таким образом, чтобы его можно было варьировать в соответствии с меняющимися потребностями. И раз уж мы не можем позволить себе жить лишь в лучах солнечного света и вынуждены прибегать к волшебной силе электричества, имеет смысл максимально приспособить эту силу к собственным нуждам. Так, выбирая любой светильник, следует убедиться, что мощность и оттенок даваемого им света в точности соответствует тем целям, для которых он, собственно, и приобретается. В частности, для чтения специалисты рекомендуют свет голубоватого оттенка. А вот в столовой лучше всего подходит теплое освещение. Несколько встроенных светильников в сочетании с торшером или бра обязательно создадут теплую и гостеприимную обстановку уже в прихожей. А вот ванная комната потребует яркого и практичного освещения… Да что там, современный рынок осветительных приборов предлагает такое разнообразие, что просто глаза разбегаются. А выбор выключателей, позволяющий удовлетворять всевозможные наши капризы, а различные приспособления вроде диммеров, регулирующих яркость, и прочее и прочее… Словом, если разговор о физических параметрах света, так или иначе, можно завершить, то о рукотворных источниках освещения можно рассказывать бесконечно.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Приобретение какого-либо эксклюзивного элемента интерьера, будь то освещение, керамическая плитка, дверные ручки, шторы и т. д., в отдельности не только не решает вопрос в целом, а в некоторых случаях его усугубляет. Поэтому наше мнение заключается в том, что необходимо пользоваться услугами архитекторов или дизайнеров на всех этапах строительства.
stroymaster.moy.su
Одиннадцать тенденций обустройства внутренних двориков в 2014 году
Чтобы узнать, что представляет из себя тот или иной человек, семейная пара или полноценная семья, недостаточно прогуляться по дому или квартире, лучше всего зайти на задний или внутренний дворик (при наличии такого) и осмотреться там. Именно тот факт, как люди обустраивают свою территорию, расположенную под открытым небом, может сказать о многом. Словом, не будем о психологии, а обратимся лучше к последним тенденциям оформления двориков, веранд и прочих открытых пространств при домах, квартирах, коттеджах и таунхаусах, тем более, что большинство из них способны радикальным образом трансформировать привычный и банальный двор в сказочное, удивительно приятное и даже экстраординарное пространство. Итак, вашему вниманию сногсшибательные идеи по преобразованию внутреннего двора своего жилья...1. Изобретательное освещениеЕсли пространство на открытом воздухе используется в большей степени в вечернее время, то тогда стоит позаботиться о нетривиальном наружном освещении там. Например, сегодня модным считается размещение светильников под сидениями, садовым декором, элементами мебели. Не обязательно придерживаться одного только цвета, можно комбинировать цветовые гаммы, но чтобы они выполняли свою роль как следует, стоит выбирать их с тем, чтобы они приносили хорошее настроение, расслабляли, настраивали на релаксацию и отдых. Садовые светильники способны сделать атмосферу двора непередаваемой.
Искусное освещение от Гарольда Лейднера
2. Открытая саунаВторая радикальная тенденция - строить на приусадебной территории сауны. Это моднейшая тенденция 2014 года, считающаяся также выгодным вложением, ведь собственная сауна на участке значительно удорожает стоимость недвижимости в целом. Да и вообще своя сауна - это гарантия здоровья и качественного отдыха 365 дней в году
Прекрасная открытая сауна с зеленой крышей от JP Builders, Inc.
3. Открытая ванна с гидромассажемСауна во дворе - это, конечно, круто, но вряд ли круче открытой ванны с джакузи, вынесенной на чистый воздух. Здесь совмещается два в одном: расслабление от горячей воды и удовольствие от прибывания на природе. А ведь нечто подобное можно оборудовать и в собственном пентхаусе, а не только лишь в частном секторе. Такой вариант расслабления позволяет порядком отдохнуть и насладиться необычными ощущениями. Инвестировать в подобные проекты в текущем году тоже считается выгодным.
Открытая ванная и место для костра по проекту Brandon Architects.
4 . Природные материалы в садуКрасной нитью сегодня проходит через все последние проекты с задействованием садовой архитектуры тема использования натуральных материалов с минимальным их облагораживанием под нужды жильцов. Например, большие валуны или каменные плиты, бревна могут стать идеальными скамейками, вписывающимися в общую канву сада и выглядящие максимально аутентично в нем.
Красивые природные каменные скамейки от Finnerty LLC
5. Гостиная, "утопленная" в бассейнеОчень стильно также в последнее время стало делать гостиные, веранды и столовые, выполненные в центре бассейна, визуально как будто утопленные в нем. Это смесь архитектуры и дизайна, которая смотрится красиво и просто и никого не оставляет равнодушным. Все больше творческих проектов с задействованием данной идеи эксплуатируется сегодня.
Отдых в стиле "утопленных" сидений от Pasquale Design.
6. Костры и каминыНе имеет значения, живете ли вы в холодной Англии или теплой Флориде, место для костра повсюду будет актуальным и практичным. Возле огня можно греться зимой, на огне можно готовить барбекю или шашлыки, огонь создает романтическое настроение. Массовое обустройство каминов и кострищ во дворах - это, пожалуй, одна из самых приятных и интересных тенденций текущего сезона.
Наслаждаться вечером на воздухе лучше всего у костра. Считает Rick O’donnell Architect.
7 . Местные растенияИдеально сбалансированный сад - это тот, в котором растут те травы, цветы, кустарники и деревья, которые считаются аутентичными в данном регионе. Они лучше приживаются, лучше переносят перепады погоды, лучше смотрятся даже в сезоны, когда не радуют цветами и зеленью, да и ухода за ними меньше.
Активное использование местной флоры от Designscapes Colorado
8. Вертикальные садыСтеной-садом сегодня уже никого не удивишь, однако такие скульптурно-флористические сооружения продолжают поражать воображение своей вертикальной ориентацией и ковровой стилизацией. К тому же они дико ппулярны среди владельцев жилья с ограниченным открытым пространством. Идеально вписываются в такие конструкции суккуленты, не требующие особого ухода и хорошо смотрящиеся со стороны. К тому же стены-сады на их основе могут выполняться в любых формах, размера и цветах. Более того, для владельцев квартир, у которых есть немного балконного или иного пространства на свежем воздухе, этот вариант обустройства собственного сада также может пригодиться.
Замечательный пример вертикального сада от Debora Carl.
9. Травяные садыТравяной сад - самая трендовая штука из всех, представленных в данном наборе концептов для открытого пространства. Они ценны среди тех, кто любит кулинарию и обожает выращивать продукты питания для своего стола. Тенденция травяных садов активно поддерживается сегодня, например, Джейми Оливером, который активно пропагандирует эту идею и если ранее посадкой подобных растений занимались разве что старики, то сегодня подобным увлекаются все подряд, начиная с молодежи и подростков.
Компактный и практичный травяной сад от Aloe Designs.
10. Минимализация газоновЗа последние десять лет люди заметно отошли от организации газонов, предпочитая им более практичные решения - организацию клумб, садов, внутренних двориков для отдыха и т.д. Конечно, газон идеален для игр детишек, однако он требует постоянного ухода, стрижки, полива. Поэтому, неизбежно на смену им приходят ландшафтные сады, требующие минимум заботы, впрочем, небольшие участки с газонной травой во внутренних двориках все же могут наблюдаться, однако, скорее, как исключение, чем как правило.
Газоны уступают место ландшафтным садам. Проект Avalon NW.
11 . Синтетический газонВот и совсем неожиданная тенденция развития дизайна приусадебных участков - синтетическая трава. А ведь действительно, это оптимальный способ озеленения своей территории без особых усилий, постоянной стрижки травы и прочей головной боли. Искусственная трава продержится долго и всегда будет выглядеть свежо. Это тем более актуально для местности, где газонные травы не приживаются или выращивать их трудно.
Красивая и почти натуральная трава в проекте Grace Design Associates.
home-and-garden.livejournal.com
Искусственное освещение растений
Разница в освещенности летом и зимой настолько велика, что растениям бывает недостаточно естественного освещения, если при этом не происходит понижения температуры и перехода в фазу отдыха. Если летом растения приходилось притенять от жаркого полуденного солнца тюлевой занавеской, то с наступлением осени приходится переставлять растения как можно ближе к свету, те растения, что стояли около окна переместить на подоконник, те, что стояли в центре комнаты разместить ближе к окну. При чем, если летом на подоконнике южного окна могли находиться только растения переносящие солнце, то зимой на подоконнике того же южного окна можно разместить практически все растения, так как осеннее и зимнее солнце своим появлением балует не часто. Притенение понадобится в только в особенно солнечные дни.
Как узнать, что растениям недостаточно света?
Некоторые путают признаки недостатка света и принимают их за те, когда растение страдает от пересушки земляного кома или излишнего полива, но приглядевшись внимательней здесь можно разобраться. В первую очередь при недостатке света начинают вытягиваться побеги, новые листья мельче старых и окраска их не такая яркая и насыщенная. У пестролистных форм растений окраска листьев от недостатка света становится более однотонной или совсем зеленой. Начинают засыхать и опадать нижние листья, верхушечные почки не развиваются. Если это цветущее растение, то цветки постепенно опадают, цветение прекращается или образуются мелкие, не красивые цветки. Самая распространенная картина - это когда растение вообще прекращает рост, новые побеги не образуются, а старые листья начинают понемногу отсыхать и отмирать. Конечно, есть растения, которые находятся зимой в состоянии периода покоя, при этом у них тоже не образуется новых побегов, но старые листья в большом количестве отмирать не должны. Перестановка растений ближе к свету не всегда возможна, да и не все растения поместятся на подоконнике.
Люминесцентные светильники для растений
Большинство людей обходится искусственным освещением помещений, т.е. освещением люстр, светильников, бра и т.д. Но не все растения принимают такой свет, кроме того лампы накаливания излучают тепло, которое вредит растениям, если они близко находятся. Поэтому если вашим растениям недостаточно света используйте, например, люминесцентные лампы. Освещение от них максимально приближено к естественному свету и они почти не излучают тепла. Кроме того, люминесцентные лампы расходуют энергии в 4 раза меньше, чем лампы накаливания.
Сейчас в продаже имеются самые различные люминесцентные лампы, так что от вас требуется только купить и повесить. Расстояние, которое указывается для размещения растений - 30-60 см для декоративно-лиственных и 15-30 для декоративно-цветущих - весьма условно. Это значит, что если имеется много ламп и во всем помещении от этого очень светло - так же, как в ясный день летом, то растения не нужно размещать так близко к лампам. Но если у вас одна - две лампы, на все помещение их явно не достаточно, и растения размещают как можно ближе к лампам, на указанном выше расстоянии. Если растение оказывается расположенным к лампе какой-то одной стороной, то периодически его надо поворачивать, чтобы крона оставалась равномерной. Если не достаточно освещения даже тем растениям, которые стоят на подоконнике, то можно подвесить лампы дневного света с обоих боков в нише окна.
Использование одной люминесцентной лампы на 20 Вт, на расстоянии 30 см от декоративно-лиственного растения, например, циссуса или фикуса бенджамина средних размеров, бывает вполне достаточно, чтобы восполнить недостаток естественного освещения осенью и зимой.
Продолжительность искусственного освещения напрямую зависит от естественного. Обычно это несколько часов утром или несколько часов вечером. Т.е. лампы дневного света будут включены у вас утром, до того как вам надо будет уходить на работу, а вечером до того времени, когда вы ложитесь спать. Но в общей сложности это время должно составлять около 6-8 часов. В особо пасмурные дни до 12 часов. Если день будет особенно солнечным, достаточно 3-4 часов искусственного освещения. Для того чтобы осенью и зимой растения цвели, например, сенполии, им нужно около 12-14 часов хорошего непрерывного освещения.
От длины светового дня будет зависеть качество цветения и количество цветков. Следует только учитывать, что большинство растений нуждаются в периоде покоя и длительное вынужденное цветение зимой истощает растения (за исключением зимне-цветущих растений). Есть такое понятие - светокультура - это растения, выращенные частично или полностью на искусственном освещении.
Если крупное растение, например, монстера стоит на полу в углу комнаты, освещения с одной стороны будет недостаточно или оно будет не равномерным, если же лампа будет подвешена к потолку, это может оказаться далеко от растения. В этом случае можно разместить по одной лампе на каждой из стен, а растение отставить от них на расстояние 40-60 см, тогда освещение будет более равномерным и достаточным.
Выращивание растений при искусственном освещении
Что делать, если окон нет в помещении вообще. Многие растения можно выращивать при искусственном освещении, но при этом нужно, во-первых, использовать только лампы дневного света и, во-вторых, правильно соблюдать другие режимы ухода - температурный и водный. Кроме того, такие помещения должны регулярно проветриваться. Отличие такого разведения растений в том, что искусственное освещение должно быть максимально приближено к естественному - непрерывно около 12-14 часов весной - летом, 7-9 часов зимой. Желательно чтобы освещалось не одно только растение(я), а полностью все помещение. Такие условия чаще всего случаются в офисах и рабочих помещениях, где под потолком подвешено много люминесцентных ламп и помещение хорошо освещено.
В основном для выращивания в условиях только искусственного освещения подходят растения, не требующие прямых солнечных лучей. Т.е. это растения подходящие для выращивания на восточных, западных и северных окнах. Для размещения в помещении, где нет естественного освещения, можно использовать папоротник нефролепис, традесканцию, драцену окаймленную, фикус эластика (каучуконосный), аспарагус Спренгери, сциндапсус, филодендрон, панданус, пеперомию, монстера и д.р. Из цветущих растений китайский розан, глоксинию, пеларгонию, узамбарскую фиалку. Это в основном выносливые и не прихотливые растения.
iplants.ru
Освещение искусственное - виды и принцип работы
Применение источников искусственного освещения
Технические изделия и устройства специальной конструкции, служащие для преобразования энергии каким-либо способом в световое излучение называются искусственными источниками освещения. Для этих целей используется электрическая, химическая, триболюминесцентная и другие виды энергии. В зависимости от области применения к таким источникам освещения предъявляются разные требованиям. Они могут быть эстетического, технического или экономического характера, а чаще всего сочетать в себе все перечисленные факторы.
Искусственное освещение, которое пришло на смену лучине, свече, лампаде, газовым фонарям, широко применяется для помещений различного назначения, территорий и зданий. Основной задачей при этом является поддержание необходимого уровня освещенности при выполнении работ различной сложности, нахождении в квартирах, домах и других объектах, а также в эксплуатационных целях. Правильно спроектированное и выполненное освещение повышает эффективность профессиональной деятельности, работоспособности, безопасности и создает комфортные и безопасные условия пребывания в любом месте.
Виды и источники освещения
Освещение может быть общим для конкретного помещения и локальным для конкретного места. По назначению делится на следующие виды:
- рабочее;
- аварийное;
- дежурное.
Рабочий свет на территориях и в помещениях является обязательным компонентом освещения. Он обеспечивает нормальный процесс труда в соответствии с выполняемыми функциями. Дежурный свет включается внерабочее время и чаще всего используется в охранных целях. Аварийный свет обеспечивает освещенность в случае отключения рабочего освещения.
Источники искусственного освещения любого вида являются важными компонентами освещения, включая совмещенный вид – когда для освещения объекта используется и естественные и искусственные световые излучатели. Главное при этом, чтобы существовала гармония между ними.
Современные искусственные источники света, подразделяются на следующие виды:
- накаливания;
- люминесцентные, включая компактные;
- газоразрядные;
- галогенные;
- светодиодные.
Они имеют различную природу возникновения свечения и могут эксплуатироваться в разных условиях. Выбор того или иного источника света зависит от многих факторов. Нормирование искусственного освещения указано в санитарных нормах и правилах (СНиП) 23-95-05. В документе можно узнать показатели искусственного освещения, рекомендации по применению и требования, которые являются обязательными при освещении производственных площадей, зданий общественных и других объектов.
Все выпускаемые лампы имеют 2 основные составляющие – корпус и цоколь (штыри) для подсоединения к источнику питания. В быту применяются 3 типа цоколей — Е14, Е27 (самый распространенный) и Е40 для соединения с патроном. Габаритные размеры патрона и цоколей регламентируются.
Принцип работы ламп
Каждый вид источника излучения световой энергии имеет свой принцип работы. У лампы накаливания – происходит нагрев спирали, выполненной из тугоплавких материалов, до 3000 0С в колбе, наполненной криптоном или аргоном. В результате она испускает световое излучение и в процессе функционирования происходит ее нагрев. Срок службы таких ламп не более 1000 часов. Является самым дешевым источником света.
Люминесцентные источники света – относятся к типу газоразрядных источников света низкого давления. Для получения свечения в колбе, заполненной аргоном и парами ртути, нужен пускорегулирующий аппарат. В результате действия кратковременного большого напряжения пробивается газ и пары ртути. С помощью люминофора, нанесенного на стенки колбы, создают видимое излучение определенного цвета. Мощность таких ламп достигает 200 Вт. Изделия выпускаются различной формы. Изделия трубчатой формы снабжены двухштырьковым типом цоколя и в зависимости от диаметра лампы он маркируется G-5и G-13, где цифра указывает на расстояние между штырьками. Компактный источник света такого типа имеет изогнутую форму, встроенный дроссель электронного вида и типы цоколей Е14, Е27 и Е40. Цветовая характеристика таких ламп зависят от типа люминофора. Маркируются изделия цифрами и буквами, где буквы обозначают:
- Л – источник освещения люминесцентного типа;
- Б – белого цвета;
- ТБ — тепло-белого цвета;
- Д – дневная;
- Ц – цветопередача улучшена.
Цифры, идущие за этими буквами указывают мощность, указываемую в таких единицах, как Вт.
Газоразрядные лампы высокого давления это источники освещения дуговые ртутные с люминофором (ДРЛ). В колбе такой лампы имеются дополнительные электроды и резисторы. Благодаря такому строению они не нуждаются в пускорегулирующем устройстве. Срок эксплуатации не более 15000 часов. Имеют 2 существенных недостатка – пульсацию и низкую цветопередачу. Используются в основном для уличного освещения.
Галогенные лампы относятся к классу тепловых источников освещения. Световое излучение происходит в результате нагрева спирали, находящейся в колбе наполненной галогенами (йодом или бромом), током. Такие изделия излучают ультрафиолет. Однако многие компании борются с этим недостатком – они покрывают колбу специальным покрытием, которое не пропускает УФ-лучи. Срок эксплуатации ламп не превышает 2000 часов.
Светодиодные источники света в настоящее время являются наиболее экономичными по потреблению электрической энергии. Состоят из корпуса, светодиода или определенного количества светодиодов, расположенных в нем, рассеивателя, радиатора охлаждения, цоколя и блока питания, преобразующего переменное напряжение в постоянный ток. Выпускаются нейтрально белого, мягкого теплого и холодно-белого свечения под патроны, обозначаемые следующим образом: E14, E27, GU5.3, GU10. Многие модели таких ламп снабжены регулятором управления яркостью (диммером). Срок службы светодиодных источников света составляет от 50000 до 100000 часов.
Все виды ламп искусственного освещения имеют различную природу свечения и в зависимости от конструкции и технических характеристик могут эксплуатироваться не только в нормальных условиях, но и во влаго и пыленасыщенных помещениях. Для этого их устанавливают в светильники с различной степенью защиты. При выборе конкретного типа освещения обращают внимание на такие показатели:
- тип лампы;
- мощность;
- цветопередачу;
- цоколь;
- срок службы.
Немаловажно и то, что искусственное освещение в помещениях играет еще и эстетическую роль. Правильный выбор источника искусственного освещения — комфорт и уют, а также безопасность.
Видео про искусственное освещение
amperof.ru
Освещение растений. Часть 3: Выбор системы освещения
Освещение растений.
В этой части мы рассказываем о расчете мощности ламп, практическом измерении освещенности и т.д.
В предыдущих частях мы говорили об основных понятиях и о различных типах ламп, используемых для освещения растений. В этой части рассказывается о том, какую систему освещения выбрать, сколько потребуется ламп для освещения того или иного растения, как померить освещенность в домашних условиях и для чего нужны рефлекторы в осветительных системах.
Свет – один из самых важных факторов успешного содержания растения. Путем фотосинтеза растения “изготавливают еду” для себя. Мало света – растение ослаблено и либо умирает от “голода”, либо становится легкой добычей вредителей и болезней.
Быть или не быть
Итак, вы решили установить новую систему освещения для ваших растений. Прежде всего ответьте на два вопроса.
- Чем ограничен ваш бюджет? Если на всю осветительную систему выделена небольшая сумма денег, которую вы оторвали от стипендии, и вам необходимо уложиться в нее, то эта статья вам не поможет. Единственный совет – купите то, что сможете. Не тратьте силы и время на поиски. К сожалению, система освещения для растений или для аквариума – дело недешевое. Иногда более разумной альтернативой является замена светолюбивых растений на теневыносливые – лучше иметь ухоженный спатифиллум, который не требует много света, чем сокрушаться из-за полудохлой гардении, которой катастрофически его не хватает.
- Вы собираетесь просто перекантоваться до весны, по принципу “не до жиру, быть бы живу”? Тогда просто купите самую простую люминесцентную лампу. Если же вы хотите, чтобы ваши растения полноценно росли и даже цвели под лампами, тогда нужно потратить силы и средства на осветительную систему. Особенно, если вы выращиваете растения, которые круглый год растут в условиях искусственного освещения, например, аквариумные.
Если вы определились с ответами на эти вопросы и решили установить полноценную систему освещения, то тогда читайте дальше.
Что такое хорошее освещение
Три главных фактора определяют – хорошая ли система освещения или плохая:
- Интенсивность света. Света должно быть достаточно для растений. Слабый свет нельзя заменить длинным световым днем. Много света в комнатных условиях не бывает. Достичь освещенности, которая бывает ярким солнечным днем (более 100 тыс. Лк) достаточно сложно.
- Длительность освещения. Различные растения требуют светового дня различной продолжительности. Многие процессы, например, цветение, определяются длительностью светового дня (фотопериодизм). Все видели красную пуансеттию (Euphorbia pulcherrima), продающуюся на Рождество и Новый год. Этот куст растет под окном нашего дома на юге Флориды и каждый год зимой, без ухищрений с нашей стороны, “делает все сам” – у нас есть то, что необходимо для образования красных прицветников – длинные темные ночи и яркие солнечные дни.
- Качество освещения. В предыдущих статьях я затрагивал этот вопрос, говоря о том, что растению необходим свет как в красной, так и синей областях спектра. Как уже было сказано, необязательно применять специальные фитолампы – если вы используете современные лампы с широким спектром, например, компактные люминесцентные или металлогалоидные, то спектр у вас будет “правильным”.
Помимо этих факторов, безусловно, важны и другие. Интенсивность фотосинтеза ограничивается тем, чего не хватает в данный момент. При низкой освещенности – это свет, когда света много, то, например, температура или концентрация углекислого газа и т.д. При выращивании аквариумных растений часто случается, что при сильном освещении, концентрация углекислого газа в воде становится ограничивающим фактором и более сильный свет не приводит к увеличению темпов фотосинтеза.
Сколько растениям нужно света
Растения можно разделить на несколько групп по требованиям к свету. Цифры для каждой из групп достаточно приближенные, поскольку многие растения могут себя хорошо чувствовать как на ярком свету, так и в тени, адаптируясь к уровню освещенности. Для одного и того же растения необходимо разное количество света в зависимости от того развивается ли оно вегетативно, цветет или плодоносит. С энергетической точки зрения, цветение – процесс, который расходует “впустую” большое количество энергии. Растению надо вырастить цветок и снабжать его энергией, при том, что сам цветок не вырабатывает энергии. А плодоношение еще более расточительный процесс. Чем больше света, тем больше энергии “от лампочки” растение сможет запасти для цветения, тем более красивым будет ваш гибискус, тем больше цветов будет на кусте жасмина.
Ниже приведены некоторые растения, предпочитающие те или иные световые условия. Уровень освещенности выражен в люксах. Про люмены и люксы уже было сказано в первой части. Здесь я повторю только, что люксы характеризуют насколько “светло” растениям, а люмены – характеризуют лампы, которыми вы освещаете эти растения.
- Яркий свет. К этим растениям относятся те, которые в природе растут на открытом месте – большинство деревьев, пальм, суккуленты, бугенвиллия, гардения, гибискус, иксора, жасмин, плюмерия, тунбергия, кротоны, розы. Эти растения предпочитают высокий уровень освещения – не менее 15-20 тыс. люкс, а некоторые растения для успешного цветения требуют 50 и более тыс. Лк. Большинство пестролистных растений требуют высокой освещенности, иначе листья могут “вернуться” к однотонной окраске.
- Умеренный свет. К этим растениям относятся растения “подлеска” – бромелиевые, бегонии, фикус, филодендрон, каладиум, хлорофитум, бругманзия, брунфельсия, клеродендрум, кроссандра, мединилла, пандорея, рутия, барлерия, тибухина. Желаемый уровень освещенности для них составляет 10-20 тыс. Лк.
- Слабый свет. Понятие “тенелюбивые растения” не совсем верно. Все растения любят свет, включая стоящую в самом темном углу драцену. Просто некоторые растения могут расти (скорее существовать) при слабом освещении. Если вы не гонитесь за скоростью роста, то они будут себя хорошо чувствовать и при слабом освещении. В основном, это растения нижнего яруса – хамедорея, вайтфельдия, антуриум, дифенбахия, филодендрон, спатифиллум, эхинантус. Им достаточно от 5 до 10 тыс. люкс.
Приведенные уровни освещенности достаточно приблизительные и могут служить отправной точкой для выбора системы освещения. Еще раз подчеркну, что цифры эти для полноценного роста и цветения растения, а не для “зимовки”, когда можно обойтись меньшим уровнем освещенности.
Измерение освещенности
ЛюксметрИтак, теперь вы знаете, сколько света необходимо вашему растению и хотите проверить, получает ли оно все, что ему полагается. Все теоретические выкладки хороши, однако лучше померить реальную освещенность там, где стоят растения. Если у вас есть люксметр, то вам повезло (на фото слева). Если люксметра нет, то не отчаивайтесь. Экспонометр фотоаппарата – тот же люксметр, только вместо освещенности выдающий значения выдержки, т.е. времени, на которое нужно открыть затвор камеры. Чем меньше освещенность, тем больше время. Все просто.
Если у вас есть внешний экспонометр, то положите его в то место, где вы измеряете освещенность, так чтобы светочувствительный элемент был перпендикулярен направлению падающего на поверхность света.
Большинство современных цифровых камер выводят значения апертуры и выдержки, упрощая процесс измерения освещенностиЕсли вы используете камеру, то положите лист белой матовой бумаги перпендикулярно направлению падающего света (не надо использовать глянцевую – она даст неверные результаты). Выберите размер кадра так, чтобы лист занимал весь кадр. Фокусироваться на него необязательно. Выберите чувствительность пленки – 100 единиц (современные цифровые камеры позволяют “имитировать” чувствительность пленки). По значениям выдержки и апертуры определите освещенность в таблице. Если установить значение чувствительности пленки в 200 единиц, то табличные значения необходимо уменьшить вдвое, если установлено значение 50 единиц, то значения увеличиваются в два раза. Переход к следующему, более высокому, диафрагменному числу также увеличивает значения в два раза. Таким способом можно примерно оценить уровень освещенности там, где стоят ваши растения.
Апертура | Выдержка | Освещенность (Лк) для пленки 100 единиц | |
Внешний экспонометр | Камера при наведении на лист бумаги | ||
2.8 | 1/4 | 70 | 8 |
2.8 | 1/8 | 140 | 15 |
2.8 | 1/15 | 250 | 30 |
2.8 | 1/30 | 500 | 60 |
2.8 | 1/60 | 1000 | 120 |
2.8 | 1/125 | 2100 | 240 |
2.8 | 1/250 | 4300 | 1000 |
2.8 | 1/500 | 8700 | 2000 |
4 | 1/250 | 8700 | 2000 |
4 | 1/500 | 17000 | 4000 |
5.6 | 1/250 | 17000 | 4000 |
5.6 | 1/500 | 35000 | 8000 |
5.6 | 1/1000 | 70000 | 16000 |
8 | 1/250 | 35000 | 8000 |
8 | 1/500 | 70000 | 16000 |
8 | 1/1000 | 140000 | 32000 |
Использование рефлектора
Использование рефлектора позволяет увеличить полезный световой поток в несколько разЕсли вы используете люминесцентную лампу без рефлектора, то вы уменьшаете полезный свет в несколько раз. Как несложно понять, только тот свет, который направлен вниз, попадает на растения. Тот свет, который направлен вверх – бесполезен. Тот свет, который слепит вам глаза, когда вы смотрите на открытую лампу, также бесполезен. Хороший рефлектор напра- вляет свет, слепящий глаза, вниз на растения. Результаты моделирования люминесцентной лампы показывают, что освещенность в центре, при использовании рефлектора возрастает почти в три раза, а световое пятно на поверхности становится более концентрированным – светильник освещает растения, а не все вокруг.
Большинство светильников, продаваемых в магазинах бытовой техники, не имеет рефлектора или имеет то, что рефлектором называть не стоит. Специальные системы для освещения растений или аквариума с рефлекторами стоят очень дорого. С другой стороны, сделать самодельный рефлектор несложно.
Как сделать самодельный рефлектор для люминесцентной лампы
Форма рефлектора, особенно для одной-двух ламп, не имеет принципиального значения – любая “хорошая” форма, у которой число отражений не более одного и возврат света в лампу минимален, будет иметь примерно одинаковую эффективность в пределах 10-15%. На рисунке показан поперечный разрез рефлектора. Видно, что его высота должна быть такой, чтобы все лучи выше граничного (луч 1 на рисунке), перехватывались рефлектором – в таком случае светильник не будет слепить глаза.
Задавшись направлением отраженного граничного луча (например, вниз или под углом), можно построить перпендикуляр к поверхности рефлектора в точке отражения (точка 1 на рисунке), который делит угол между падающим и отраженным лучом пополам – закон отражения. Таким же образом определяется перпендикуляр и в остальных точках (точка 2 на рисунке).
Для проверки рекомендуется взять еще несколько точек, чтобы не получилась ситуация, изображенная в точке 3, где отраженный луч не идет вниз. После этого можно либо сделать многоугольный каркас, либо построить плавную кривую и по шаблону выгнуть рефлектор. Не следует размещать верхнюю точку рефлектора близко к лампе, поскольку лучи будут попадать обратно в лампу. При этом лампа будет греться.
Рефлектор можно сделать либо из алюминиевой фольги, например, пищевой, которая обладает достаточно высоким отражением. Также можно покрасить поверхность рефлектора белой краской. При этом его эффективность будет практически такой же, как и для “зеркального” рефлектора. Обязательно проделайте отверстия сверху рефлектора для вентиляции.
Длительность и качество освещения
На фото: томаты, выращенные под светом различных ламп. 1 – ртутная лампа без фильтров, 2, 3 – ртутная лампа с фильтрами, удаляющими различные части спектра. 4 – лампа накаливания. Из книги Bickford/Dunn “Lighting for Plant Growth” (1972)Длительность освещения обычно составляет 12-16 часов, в зависимости от вида растений. Более точные данные, а также рекомендации по фотопериодизму (например, о том, как заставить цвести упомянутую выше пуансеттию) можно найти в специальной литературе. Для большинства растений приведенной выше цифры вполне достаточно.
Про качество освещения уже говорилось не раз. Одной из иллюстраций может служить фотография растений, выращенных при освещении ртутной лампой (снимок из старой книги, в то время других ламп практически не было) и лампой накаливания. Если вам не нужны длинные и тощие растения, то не используйте лампы накаливания или натриевые лампы без дополнительной подсветки люминесцентными или газоразрядными лампами с излучением в синей области спектра.
Помимо всего прочего, лампы для растений должны подсвечивать растения так, чтобы на них было приятно смотреть. Натриевая лампа в этом смысле не самая лучшая лампа для растений – на фото показано, как растения выглядят под такой лампой в сравнении с освещением металлогалоидной лампой.
Расчет мощности ламп
Итак мы подошли к самому главному – сколько взять ламп для освещения растений. Рассмотрим две схемы освещения: люминесцентными лампами и газоразрядным светильником.
Количество люминесцентных ламп можно определить, зная средний уровень освещенности на поверхности. Необходимо найти световой поток в люменах (умножив освещенность в люксах на площадь поверхности в метрах). Потери света составляют примерно 30% для лампы, висящей на высоте 30 см от растений, и 50% для ламп на расстоянии 60 см от растений. Это верно, если вы используете рефлектор. Без него потери возрастают в несколько раз. Определив световой поток ламп, можно найти их суммарную мощность, зная, что люминесцентные лампы дают примерно 65 Лм на Вт мощности.
Для примера оценим, сколько ламп потребуется для освещения для полки размером 0.5×1 метр. Площадь освещаемой поверхности: 0.5×1=0.5 кв.м. Допустим, что нам необходимо осветить растения, предпочитающие умеренный свет (15000 Лк). Осветить всю поверхность с такой освещенностью будет сложно, поэтому мы сделаем оценку, исходя из средней освещенности 0.7×15000 =11000 Лк, поставив растения, требующие больше света, под лампу, где освещенность выше средней.
Итого, необходимо 0.5х11000=5500 Лм. Лампы на высоте 30 см должны давать примерно в полтора раза больше света (потери составляют 30%), т.е. около 8250 Лм. Суммарная мощность ламп должна быть около 8250/65=125 Вт, т.е. две компактные люминесцентные лампы по 55 Вт с рефлектором обеспечат нужное количество света. Если вы хотите поставить обычные трубки по 40 Вт, то их потребуется три штуки или даже четыре, поскольку трубки, размещенные близко друг к другу, начинают взаимно экранировать, и эффективность осветительной системы падает. Старайтесь использовать современные компактные люминесцентные лампы вместо обычных, по большей части устаревших, трубок. Если не использовать рефлектор, то в данной схеме придется брать в три или четыре раза больше ламп.
Расчет количества люминесцентных ламп
- Выберите уровень освещенности.
- Необходимый световой поток на поверхности:L=0.7 x A x B(длина и ширина в метрах)
- Необходимый световой поток ламп с учетом потерь (при наличии рефлектора):Lamp=L x C(C=1.5 для лампы на высоте 30 см и C=2 для лампы на высоте 60 см)
- Суммарная мощность ламп:Power=Lamp/65
Для газоразрядных ламп расчет аналогичен. Специальный светильник с натриевой лампой мощностью 250 Вт обеспечивает средний уровень освещенности 15 тыс. Лк на площадке размером 1 кв.м.
Схема освещения для подсветки растенийЕсли известны светотехнические параметры светильника, то рассчитать освещенность совсем просто. Например, из фигуры слева видно, что светильник (OSRAM Floraset, 80W) освещает круг диаметром около метра на расстоянии чуть менее полуметра от лампы. Максимальное значение освещенности 4600 Лк. Освещенность к краю спадает достаточно быстро, поэтому такой светильник может быть использован лишь для растений, которым нужно не очень много света.
На фигуре слева показана кривая силы света (тот же светильник, что и выше). Чтобы найти освещенность на расстоянии от светильника, необходимо значение силы света поделить на квадрат расстояния. Например, на расстоянии полметра под лампой значение освещенности будет равно 750/(0.5×0.5)=3000 Лк.
Очень важный момент – лампы не должны перегреваться. При повышении температуры их светоотдача резко падает. В рефлекторе должны быть отверстия для охлаждения. Если используется много люминесцентных ламп, то следует использовать вентилятор для охлаждения, например компьютерный. Мощные газоразрядные светильники обычно имеют встроенный вентилятор.
Заключение
В этом цикле статей были рассмотрены различные вопросы освещения растений. Многие вопросы остались незатронутыми, например, выбор оптимальной электрической схемы включения ламп, что является важным моментом. Тем, кто интересуется этим вопросом, лучше обратится к литературе или специалистам.
Наиболее рациональная схема проектирования системы освещения начинается с определения необходимого уровня освещенности. Затем следует оценить количество ламп и их тип. И только после этого – спешить в магазин, чтобы купить лампы.
Отдельное спасибо коллективу сайта toptropicals.com, за разрешение публикации статьи на нашем ресурсе.
www.botanichka.ru
Искусственное освещение
При недостаточном естественном освещения или 3 темное время суток применяется искусственное освещение. Оно создается искусственными источниками света и делится на рабочее, аварийное, эвакуационное (аварийное освещение для эвакуации), охранное. При необходимости часть светильников того или иного вида освещения может использоваться для дежурного освещения. Рабочее освещение делится на общее и комбинированное. При общем освещении светильники размещаются в верхней зоне помещения равномерно (общее рабочее равномерное освещение) или с учетом расположения оборудования и рабочих мест (общее рабочее локализованное освещение). Комбинированное освещение — это сочетание общего освещения с местным. Местное освещение позволяет получить концентрирующий световой поток непосредственно на рабочей поверхности. При этом создаваемая на ней освещенность светильниками общего освещения должна составлять не менее 10 % нормируемой для комбинированного освещения. Аварийное освещение предназначено для обеспечения работы при аварийном отключении рабочего, если связанное с ним нарушение нормального обслуживания оборудования и механизмов может вызвать взрыв, пожар или отравление людей; длительное нарушение технологического процесса; нарушение работы диспетчерских пунктов, насосных установок водоснабжения, канализации, теплофикации, вентиляции, кондиционирования воздуха. Наименьшая освещенность при аварийном режиме в соответствии с отраслевыми нормами должна составлять не менее 5 % освещенности, нормируемой для рабочего общего освещения, при этом не менее 2 лк внутри зданий и 1 лк на территории предприятий. Эвакуационное освещение предназначено для эвакуации людей из помещения при аварийном отключении рабочего освещения. Оно должно предусматриваться в местах, опасных для прохода людей; в проходах и на лестницах, служащих для эвакуации людей; при числе эвакуирующихся более 50 человек; по основным проходам производственных помещений, в которых работают более 50 человек; в производственных помещениях с постоянно работающими в них людьми, где выход людей при аварийном отключении рабочего освещения связан с опасностью нанесения травм работающим оборудованием. Эвакуационное освещение должно обеспечивать на полу проходов и ступенях лестниц освещенность не менее 0,5 лк в помещениях и не менее 0,2 лк на открытых территориях. Для аварийного и эвакуационного освещения не допускается применение ксеноновых ламп, ДРЛ, металлогалогенных, натриевых ламп высокого давления, а должны применяться лампы накаливания и люминесцентные (последние при минимальной температуре воздуха не менее 5"С). Светильники аварийного и эвакуационного освещения должны присоединяться к сети, не зависящей от сети рабочего освещения. Светильники аварийного освещения должны отличаться от применяемых для рабочего освещения типом, размером и иметь специальные знаки. В нерабочее время, совпадающее с темным временем суток, во многих случаях необходимо обеспечить минимальное, искусственное освещение для несения дежурств охраны. Для охранного освещения площадок предприятий и дежурного освещения помещений выделяют часть светильников рабочего или аварийного освещения. Для освещения помещений следует прежде всего использовать газоразрядные лампы низкого и высокого давления (люминесцентные, дуговые ртутные лампы, металлогалогенные, натриевые, ксеноновые). Лампы накаливания хотя и просты в изготовлении, удобны в эксплуатации, не требуют дополнительных устройств для включения в сеть, имеют ряд существенных недостатков. К ним относятся малая световая отдача (7—20 лм/Вт), низкий КПД (10—13%), малый срок службы (800—1000 ч). Кроме того, спектр излучение отличается от дневного света преобладанием желтых и красных лучей, что ведет к недостаточному восприятию человеком цветов окружающих предметов. Применение ламп накаливания допускается только в случае невозможности или технико-экономической нецелесообразности использования газоразрядных источников света. Наиболее благоприятными с гигиенической точки зрения и более экономичными являются люминесцентные лампы. Люминесцентные лампы дневного света (ЛД) и дневного света с улучшенной цветопередачей (ЛДЦ) имеют голубоватый цвет свечения, по спектру наиболее приближающийся к дневному свету. Лампы белого света (ЛБ) имеют слегка желтоватый оттенок, тепло-белого цвета (ЛТБ)—розоватый, а лампы холодно-белого цвета (ЛХБ) занимают промежуточное положение между лампами ЛБ и ЛД. Лампы ЛХБ рекомендуется применять в производственных помещениях с повышенными температурами воздуха, например в пекарных за-ла\ хлебозаводов, варочных цехах пивоваренных заводов. Если по условиям технологического процесса в цехах поддерживаются низкие температуры, например лагерный цех пивоваренного завода, в них рекомендуется использовать лампы ЛТБ. Люминесцентные лампы в 2,5—3 раза экономичнее ламп накаливания, имеют увеличенный до 5000—10000ч срок службы и до 78 лм/Вт светоотдачу. Низкая температура поверхности, на 5°С превышающая температуру воздуха в помещении, обеспечивает повышенную пожаробезопасность. Для этих ламп характерны более низкие яркость и слепящее действие. К недостаткам оросятся пульсации светового потока; стробоскопический аффект, вследствие чего одновременно видно изображение нескольких предметов, искажается представление о направлении н скорости движения, вращающиеся части машин могут казаться неподвижными; дорогостоящая и относительно сложная схема включения; значительная отраженная блесткость, снижающая видимость из-за чрезмерного увеличения яркости рабочей поверхности и вуализирующего действия, снижающего контраст между объектом и фоном; чувствительность к колебаниям окружающей температуры (оптимальная температура 20—25°С), изменение которой сопровождается уменьшением светового потока. Дуговые ртутные лампы (ДРЛ) имеют большую мощность (250—1000 Вт). Они предназначены для освещения производственных помещений высотой 6 м и более, а также открытых пространств. Современные ДРЛ обладают хорошими эксплуатационными свойствами, высокой световой отдачей (до 55 лм/Вт), большим сроком службы. Их недостатком является большой период (5—7 мин) разгорания после включения и отсутствие в спектре светового потока желто-красных составляющих. Частично это исправляется применением люминофоров на внешней колбе лампы. Весьма перспективными являются металлогалогенные дуговые ртутные лампы высокого давления типа ДРИ. В этих лампах наряду с потоком от ртутного разряда используются излучения от разряда в среде галогенных соединений щелочных и редкоземельных металлов (особенно их йодистых соединений). По своей конструкции лампы ДРИ отличаются от ДРЛ отсутствием люминофорного слоя на внешней колбе. Они характеризуются высокой световой отдачей (до 100 лм/Вт) и лучшим спектральным составом света (цветность излучения примерно соответствует цветности люминесцентных ламп ЛХБ). Срок службы ламп ДРИ до 5000 ч. При выборе источника света всегда надо иметь в виду, что разные типы газоразрядных ламп характеризуются разными коэффициентами пульсации. Например, для люминесцентных ламп ЛД этот коэффициент в среднем составляет 50 %, а для ДРЛ —65 %. Для сравнения коэффициент пульсации ламп накаливания 7%. Для люминесцентных ламп применяются преимущественно многоламповые светильники, что дает возможность использовать специальные схемы включения для уменьшения пульсации светового потока и исключающие стробоскопический эффект. Вышедшие из строя люминесцентные и другие ртутные лампы не должны бесконтрольно выбрасываться, они подлежат утилизации. В каждой такой лампе .имеется то или иное количество металлической ртути, которая при механическом разрушении лампы загрязняет окружающую Среду (воздух, почву), что чрезвычайно опасно для здоровья людей. Поэтому до утилизации неисправные лампы хранят на складах. Перед вывозом ламп на свалку ртуть из них должна быть изъята или нейтрализована.
Рис. 50. Схемы определения защитного угла светильника:а — с ДРЛ; б, в — с трубчатыми лампами
Источники искусственного света должны обязательно располагаться в осветительной арматуре. Их совокупность называют светильником. Светильники обеспечивают требуемое направление светового потока на рабочие поверхности, защиту глаз от слепящего действия ламп, их предохранение от загрязнений, механических повреждений и неблагоприятного воздействия внешней среды. Светильники в зависимости от распределения светового потока в пространстве подразделяются на светильники прямого, рассеянного и отраженного света. Первые направляют вниз не менее 90 % всего светового потока, вторые — 40—60% в обе стороны, а третьи — не менее 90 % вверх. Большое значение для ограничения ослепленности, создаваемой светильниками, имеет защитный угол, создаваемый отражателем (рис. 50), а в светильниках с люминесцентными лампами-планками экранирующей решетки. Защитный угол не должен превышать 30°. В зависимости от конструктивного исполнения различают светильники открытые, защищенные, закрытые, пыленепроницаемые, влагозащитные, взрывозащитные, взрывобезопасные.
ohrana-bgd.narod.ru